Высшая Помощь человечеству: страницы истории

 

 

IV. Великая Сангха буддистов

 

Человек, признавая себя последователем Будды, обращается к Прибежищу, произнося формулу: «Я прибегаю к Будде как к Прибежищу. Я прибегаю к Дхарме как к Прибежищу. Я прибегаю к Сангхе как к Прибежищу». Тройственное Прибежище – это три Драгоценности – Будда, Дхарма и Сангха.

 

Н.К. Рерих «Триратна»

 

Триратна – Три Сокровища буддистов, завещанные им Благословенным, это Будда, Дхарма и Сангха. Будда – как Источник Учения, и как Идеал, к которому надо стремиться. Дхарма – как Учение Срединного Пути, как следование Мировому Закону… И, наконец, Сангха – которую сегодня понимают как Общину буддистов, продвинувшихся на пути Учения Будды и помогающих стремящимся по тому же Пути..

Ранние буддисты понимали Сангху как Общину Архатов – божественных Святых, т.е. Братство Света. Великий Чже Ринпоче Цонкапа в своём Труде «Ламрим ченмо» приводит цитату из "Гирлянды джатак" Арьяшуры о ценности слушания Учения, где в частности говорится:

«Ведь выслушанное – светильник в неведенья мраке,

…………………………………………………………..

при встрече с великими – это им лучший подарок,

а мудрым Сообщества Высшего – в радость оно».*

_________________________________

* - Чже Цонкапа "Большое руководство к этапам Пути Пробуждения" Т.1 - СПб: "Нартанг", 1994 – С.35-36

 

В примечаниях говорится, что Сообщество Высшее – это синоним Сангхи. В Сангху – как в Братство Грааля – может входить истинный ученик – последователь Святых.

Ещё более давний буддийский труд определённо говорит о Сангхе как о Сообществе Святых, живущих в Гималаях. В книге «Вопросы Милинды», повествующей о событиях II века до нашей эры, упоминается Заповедная Долина (Заповедный Лог) в Гималаях, где обитает «тысяча миллионов святых», возглавляемая «достопочтенным Ашвагуптой»*. Это сообщество святых названо Общиной – Сангхой.

_________________________________

*Цитаты здесь и далее приведены по изданию: «Вопросы Милинды (Милиндапаньха)» - М.: «Наука. Главная редакция восточной литературы», 1989 (Памятники письменности Востока. LXXXVIII. Bibliotheca Buddhica. XXXVI). Всё повествование, упоминающее Заповедную Долину Гималайских гор, приведено в данном издании с 67 по 76 страницу.

 

События, описанные в книге, таковы:

Царь Милинда (Менандр, правивший в конце II века до нашей эры одним из государств на северо-западе Индии образовавшемся после распада империи Александра Македонского) любил философские диспуты, и, задавая каверзные вопросы, побеждал всех противников – индуистов и буддистов, чем вносил смущение в умы людей и наносил вред Дхарме. Царь был незаурядным человеком, причастным Дхарме в прошлых воплощениях, но недостаточно развитым. Сторонники же Дхармы, жившие в то время, не могли противостоять вопросам царя – т.е. знание Дхармы находилось в упадке. Явилась необходимость Просвещения и поддержки Дхармы, и это великое деяние могло быть осуществлено только Братством Света.

Тогда обитавшая «в Заповедном логу Гималайских гор» Община Святых собралась «на вершине горы Югандхары» (принадлежащей хребтам, окружающим Меру) на совет, где и было решено предложить великому подвижнику «богородному Махасене» воплотиться на земле и ответить на вопросы Милинды, установив торжество Дхармы.

В некоторых буддийских книгах говорится, что Бодхисаттвы перед воплощением находятся в Небесных Обителях (рай Тушита, и т.д.). По всей видимости эти упоминания имеют в виду Обитель Братства Света – ту её часть, которая находится в Мире Надземном.

Махасена жил «в обители Тридцати Трех, к востоку от дворца Победного, …во дворце Лучезарном», т.е. находился в развоплощённом состоянии – в одной из Небесных Обителей. Он согласился родиться на земле как Нагасена и поддержать Учение. Это была великая жертва, ибо он мог не воплощаться более, особенно в тёмном веке; воплотившись, он брал на себя Великий Труд, брал великую Ответственность, создавал новую карму, исчерпать которую можно было лишь по истечении длительного цикла воплощений; воплощаясь, он таким образом отказывался от развития и возвышения на многие века.

Один из великих Святых Гималайской Общины отсутствовал на совете, он был погружён в божественное состояние, при котором прекращается деятельность тела: «достопочтенный Рохана ушел в Гималаи и погрузился в nirodho» – состояние, которое в примечаниях поясняется как «психофизиологический предел сосредоточения, объективно характеризующийся перерывом психической деятельности [вернее сказать, прекращением низшей психической деятельности], остановкой дыхания, падением температуры тела».

В Книге «Письма Махатм» есть упоминание о том, что один из Великих уходил в особое состояние. «В некотором месте, о котором не следует упоминать чужим, имеется бездна с хрупким мостом из свитой травы над нею и бушующим потоком внизу. Отважнейший член вашего клуба альпинистов едва ли осмелится пройти по нему, ибо он висит, как паутина, и кажется гнилым и непроходимым, хотя и не является таким. Тот, кто отважится на испытание и преуспеет – как преуспеет он, если это правильно, что ему разрешено, – тот придет в ущелье непревзойденной красоты, в одно из наших мест и к некоторым из наших людей; ни о том месте, ни о тех людях, которые там находятся, нет записей среди европейских географов. На расстоянии брошенного камня от старинного храма находится старая башня, во чреве которой нарождались поколения Бодхисатв. Вот где теперь покоится безжизненное тело вашего друга, моего брата, света моей души, кому я дал верное слово наблюдать в его отсутствие за его работой»* – пишет Великий Учитель одному из своих корреспондентов.

_________________________________

*«Письма Махатм» — Самара, 1993 г. – С.133 (Письмо 26).

 

Когда Святой Рохана вернулся из состояния nirodho, Великий Ашвагупта, глава Общины Святых, предложил ему несколько лет посещать мир людей. Нагасена родится в деревне «у подножия Гималаев», и Рохана должен проповедовать Дхарму его родителям, а затем увести и посвятить Нагасену, когда он вырастет. По всей видимости, место рождения Нагасены не случайно находилось в Гималаях: Святой Рохана не мог бы спускаться вниз, далеко за пределы Горных Высот – ведь он был тогда в воплощённом состоянии.

 Когда обученный ведам юный Нагасена возжаждал великого Знания, Святой Рохана «узрел своею мыслью помышление» Нагасены и забрал его с собой. «И вот достопочтенный Рохана пришел вместе с юным Нагасеной в обитель Приютную, в урочище Разинутая Пасть. В приюте у Разинутой Пасти они переночевали и пришли в Заповедный Лог», где Рохана и совершил обряд принятия в ученики «в присутствии тысячи миллионов святых». Несколько лет Нагасена учился, постигая суть Дхармы и представляя результаты своего учения-познания «тысяче миллионов святых». Настолько близок Учению он был, что его сразу начали обучать самой сложной части Учения – Абхидхарме. «А когда достопочтенному Нагасене исполнилось двадцать лет, тысяча миллионов святых совершила в Заповедном Логу обряд его посвящения».

После посвящения, и перед выходом «в мир», Нагасена провёл три месяца в «обители Приютной» при «достопочтенном Ашвагупте». «А к тому времени одна уважаемая мирянка уже полных тридцать лет помогала достопочтенному Ашвагупте». К концу пребывания Нагасены в обители, она обратилась к нему с просьбой: «“Я уже стара, почтенный Нагасена. Порадуй меня в проповеди глубоким изложением Учения”. И достопочтенный Нагасена произнес для нее глубокую проповедь об абхидхарме, надмирную, толкующую о пустоте. И не успела мирянка подняться со своего сиденья, как открылось ей незапыленное, незамутненное видение дхармы: “Все, что слагается, пресечется”. И сам достопочтенный Нагасена, порадовав мирянку проповедью, вдумался в дхарму, которую излагал; и пришло к нему прозрение; и не успел он подняться со своего сиденья, как получил плод обретения слуха.

А достопочтенный Ашвагупта сидел в беседке. Он понял, что оба они обрели видение дхармы, и вслух похвалил Нагасену: “Отлично, Нагасена, отлично! Один раз метнул копье – и два зверя с ног долой!” И многие тысячи богов вслух похвалили его. И вот достопочтенный Нагасена встал с сиденья и пришел к достопочтенному Ашвагупте. Придя, он приветствовал достопочтенного Ашвагупту и сел подле. И достопочтенный Ашвагупта сказал достопочтенному Нагасене, севшему подле него: “Ступай в Паталипутру, Нагасена. В городе Паталипутре живет в ашоковой роще достопочтенный Дхармаракшита. У него ты изучишь Речения Просветленного”.–“А далеко ли отсюда до города Паталипутры, почтенный?” – “Сто йоджан*, Нагасена”. … И достопочтенный Нагасена попрощался с достопочтенным Ашвагуптой, обошел его посолонь, надел верхнюю одежду, взял в руки чашу и отправился в Паталипутру».

_________________________________

*100 йоджан – это расстояние от 700 до 1400 км.

 

У Дхармаракшиты, «в миру», Нагасена должен был узнать «земное учение», которое он не изучал в Обители Братства в Гималаях. После обучения, в ночь «достижения святости» Нагасена услышал зов «тысячи миллионов святых, собравшихся в Заповедном логу Гималайских гор» и, получив понимание своей Миссии, начал свой земной Труд.

 

 

© А.В. Василевский

К оглавлению

 

 

На главную страницу

 



Сайт управляется системой uCoz