Высшая Помощь человечеству: страницы
истории
III. Поход в Индию
Предисловие
Сказания о хождении в
Индию Великих Духов – Богов, живущих среди людей, имеют отношение к принятию
Посвящения в Братстве Света в Гималаях. В книге "Криптограммы
Востока" говорится о том, как Иисус Христос и Будда посетили Священную
Обитель перед принятием своей Миссии. Книга говорит и об Аполлонии Тианском; в
подробной его биографии, оставленной Флавием Филостратом, есть рассказ о
посещении им Братства в Гималаях, и о беседах, происходивших там.
Античные источники
говорят нам о хождении в Индию Великого Пифагора – и о том, что своё Учение он
принёс оттуда. Думаю, не может быть сомнений в том, что перед своей великой
Миссией – просвещением Запада (в его Учении – основы всех западных наук и
искусств), – Пифагор получил посвящение в Средоточии Мира.
Из древнегреческих
произведений и произведений эллинистической эпохи мы знаем о том, что Великие
Учителя, Водители и Защитники народов – Геркулес и Дионис (Осирис) – совершали
хождение в Индию. Предания говорят об этих хождениях как о военных походах. Так
ли это? Как провести границу между Истиной древней и позднейшими домыслами? Как
отличить описание символическое, описание духовной реальности от рассказа о
буквально совершавшихся действиях? И как понять необыкновенное сходство
некоторых фрагментов их биографий с жизнеописаниями других Великих –
принадлежащих другим народам и эпохам? Из ещё большей древности, чем век
Пифагора (VII век до н.э.), сведения доходят до нас в облике мифов –
повествований, насыщенных символами и аллегориями, за которыми трудно, а порой
и невозможно различить изложение реальных событий, вернее, событий, на
физическом плане протекающих.
Е.П. Блаватская в III-м
томе "Тайной Доктрины" раскрывает тайну появления легенд и мифов:
«Эта
«тайна», ибо действительно это есть тайна для тех, которые, не будучи
Посвященными, не могут найти разгадки совершенного подобия между жизнями
Пифагора, Будды, Аполлония, и т.д., – является только естественным следствием
для тех, которые знают, что все эти великие личности были Посвященными одной и
той же Школы. Для них нет ни «пародии», ни «копии» одного с другого; для них
они все «оригиналы», только нарисованные для того, чтобы изобразить один и тот
же предмет: мистическую и в то же время общественную жизнь Посвященных,
посланных в мир спасать части человечества, если невозможно спасти всех. Отсюда
– одна и та же программа для всех. Каждому приписанное «непорочное
происхождение», имеющее в виду их «мистическое рождение» во время Мистерий
Посвящения и принятое в буквальном смысле толпой, подбадриваемой в этом лучше
осведомленным, но честолюбивым духовенством. Таким образом мать каждого из них
была объявлена девственницей, зачавшей своего сына непосредственно от Святого
Духа Бога; и сыновья, следовательно, были «Сыны Божии», хотя, по правде, никто
из них не был более вправе на такое признание, чем его остальные
Посвященные-братья, ибо все они являются – поскольку это касалось их
мистических жизней – лишь «олицетворениями истории того же солнца», каковое
олицетворение является другою тайною в Тайне. Биографии внешних личностей,
носящих имена таких героев, не имеют никакого отношения и являются совершенно
независимыми от частных жизней этих героев, будучи только мистическими записями
их общественной и, параллельно с ней, их внутренней жизни, в их состояниях как
Неофитов и Посвященных. Отсюда явное тождество средств построения их
соответственных биографий. С начала человечества Крест, или Человек с
горизонтально вытянутыми руками, указывающими на его космическое происхождение,
был связан с его психической природою и с борьбою, которая ведет к Посвящению.
Но, если раз доказано, что а) каждый истинный Адепт должен был, и все еще
должен, пройти через семь и двенадцать испытаний Посвящения, символизированных
двенадцатью трудами Геркулеса; б) что днем его действительного рождения
рассматривается тот день, когда он рождается в этом мире духовно, причем сам
возраст его начинает исчисляться с часа его второго рождения, которое делает
его «дважды рожденным», Двиджа или Посвященным, в который день он действительно
рождается от Бога и непорочной Матери; и в) что испытания всех этих персонажей
приводятся в соответствие с Эзотерическим значением посвятительных обрядов –
которые все соответствуют двенадцати знакам Зодиака, – тогда каждый поймет
значение путешествий всех этих героев через знаки Солнца на Небе; и что они в
каждом отдельном случае суть персонификация «страданий, торжеств и чудес»
Адепта, до и после его Посвящения. Когда это подробно разъяснено миру, тогда и
тайна всех этих жизней, которые так близко походят одна на другую, что история
одной кажется историей другой и наоборот, подобно всему остальному станет
ясной.
Возьмем пример. Легенды – ибо все они легенды для экзотерических
целей, каковы бы ни были отрицания в одном случае – о жизнях Кришны, Геркулеса,
Пифагора, Будды, Иисуса, Аполлония, Чайтаньи. На мирском плане их биографии,
если бы они были написаны кем-либо вне круга, при чтении весьма различались бы
от тех повествований, которые сохранены о их мистических жизнях. Тем не менее,
как бы они ни были замаскированы и сокрыты от непосвященного взгляда, все
главные черты таких жизней там находимы общими. Каждая из этих личностей
представлена, как божественно зачатый Сотер (Спаситель), титул, возлагаемый на
божества, великих царей и героев; каждого из них или при рождении или
впоследствии разыскивает и угрожает смертью (но никогда не убивает)
противодействующая сила (мир Материи и Иллюзии), будь то царь Канса, царь Ирод
или царь Мара (Злая Сила). Всех их искушают, преследуют и наконец, как
утверждается, убивают в конце обряда Посвящения, т.е. в их физических
личностях, от которых, как полагают, они избавлены навсегда после духовного
«воскрешения» или «рождения». И пришедшим таким образом к концу путем этой
предполагаемой насильственной смерти, все они спускаются в Преисподнюю, Бездну
или Ад – в Царство Соблазна, Похоти, и Материи, поэтому – в царство Тьмы,
возвратившись оттуда, и преодолев «состояние Хреста», они прославляются и
становятся «Богами».
Это великое сходство следует искать не в ходе их каждодневной
жизни, но в их внутреннем состоянии и в наиболее важных событиях их
деятельности, как учителей религии. Все это связано с астрономическим базисом и
построено на нем, который служит в то же самое время основой для представления
степеней и испытаний Посвящения: спуск в Царство Тьмы и Материи в последний
раз, чтобы потом появиться оттуда как «Солнца Праведности», является наиболее
важным из них, и поэтому его находят в истории всех Сотеров – от Орфея и
Геркулеса вплоть до Кришны и Христа. Эврипид говорит:
Геракл, который ушел из палат
земли,
Оставив нижний дом Плутона.
И Вергилий пишет:
Перед тобою Стигийские озера
трепетали; тебя пес Орка
Боялся. …Ты не боялся даже Тифона.
…
Привет тебе, истинный сын Юпитера,
слава Богов умножилась.
Орфей разыскивает в Царстве Плутона Евридику, свою потерянную Душу;
Кришна спускается в адские области и освобождает оттуда своих шесть братьев,
сам будучи седьмым Принципом; это прозрачная аллегория его становления
«совершенным Посвященным» – все шесть Принципов погружаются в седьмой. Иисуса
изображают спустившимся в царство Сатаны, чтобы спасти душу Адама, или символ
материального, физического человечества.
Задумывался ли кто-нибудь из наших ученых востоковедов о поисках
происхождения этой аллегории, об исходном «Семени» этого «Древа Жизни», давшего
такое обилие ветвей с тех пор, как оно впервые было посажено на земле рукою ее
«Строителей»? Боимся, что нет. И все же его можно найти, как теперь показано,
даже в экзотерических искаженных толкованиях «Вед» – «Риг Веды», самой старой и
самой достоверной из всех четырех – этот корень и семя всех будущих
Посвященных-Спасителей называется в ней Вишвакармой, «Отцовским» Принципом,
«находящимся вне постижения смертных»; во второй стадии это Сурья, «Сын»,
который приносит Себя в жертву Себе; в третьей это Посвященный, который
жертвует Свое физическое Своему духовному Я. В Вишвакарме, «всетворящем»,
который становится (мистически) Виккартана, «солнцем, лишенным своих лучей»,
которое страдает из-за своей слишком пылкой натуры и затем прославляется
(посредством очищения), – вот где был задан основной тон Посвящения в
величайшую Тайну Природы. Вот откуда секрет удивительного «сходства»» (Е.П.
Блаватская "Тайная Доктрина" Т.3, стр. 104-106).
Читать
далее: III.1.
Поход Геркулеса