«Мысль и Красота – ключи
к бессмертию суждённому»
Приобщённость
сознания Ритмам Высшим Космическим даёт то тонкое чувство Красоты,
которым люди восхищаются в художниках, поэтах, людях возвышенного склада души… Когда душа замирает при взгляде на прозрачный силуэт
зимнего дерева, ветви которого словно застывшие лучи, распространяют свою
тонкость в ещё более «тонком» пространстве воздуха, что это как не явление
«узнавания» в этих земных плотных силуэтах и явлениях явлений тонкого и
«тончайшего» мира… Почему ликует, радуется одно
сердце, и молчит другое… Когда глаза видят один и тот же снег, одни и те же
«голые» деревья? О художественном чувстве как о «просвечивании» Реальности Иного мира говорили в таких случаях русские «религиозные
философы». Многослойная «реальность» Мирозданья требует от человека
проницательности и «дальнозоркости»… Но эти основы – талант подлинного
художника, поэта, музыканта – человека с развитым художественным чувством. Это
«художественное чувство» есть ни что иное как
утончённость энергии сознания, «материи» сознания, ставшей проницаемой для
жизни Высших Планов. Ритм, пульсации Творческих Огней, «Живопись» Огненных
Тонов и «узоры» Пересекающихся в Пространстве Лучей… Чем Выше – тем прекраснее…
Сердце, приобщённое к «Той» Высшей Жизни, ощущающее или предчувствующее Её,
будет «узнавать» в предметном облике видимого физического мира Ту Высшую Жизнь… Как в магическое зеркало смотрит душа в
мир и видит в нём «отражённый» Мир Высший…
В чём цель развития человека, человечества, как не в том,
чтобы устремить сознание, утончить «материю» - вещество до состояния
Светопроницаемости, тем приобщившись к Жизни в её
Высших Состояниях…
Отчего мы отвращаемся от одних объектов и форм и стремимся к
другим? Отчего нас не радуют «коробки» домов и вызывают восторг храмы? Не
потому ли, что это «уловленные» и воплощённые Ритмы Жизни Подлинной. Красота…
Первое, что ощущает человек, когда
приоткрывается его сознание к восприятию Той, Живой Жизни – Жизни, где живёт и действует
внутренний человек, его дух, это то, что Жизнь заполняет всё. Эта Единая
жизнь равно Присутствует (нет, не Присутствует, просто
Она и есть Всё) – в деревьях и людях, в небе и в траве… Словно огромные любящие
Руки держат весь этот видимый мир. И тепло этих Рук и есть Жизнь,
Дыхание всёнаполняющее… И
лишь «творения» человека безжизненными вкраплениями нарушают эту Изначальную и
Вездесущую Неизъяснимую Красоту.
Красота – в Присутствии Жизни. Почему? Неужто
человек – наследник богов – творчеством своим лишь омертвляет пространство?
Нет, нет… Но человек – ещё дитя в овладении
великой своей Божественной способностью – способностью Творить… Лишь
когда сможет он выявить в себе эту живую жизнь, он сможет «выдохнув» её
«мыслью» сотворить то, что сольётся в прекрасном консонансе с Объектами
Творческой деятельности Высших Существ. (Н. Лосский: «Природа – результат
творчества Высших Сущностей»).
Там,
где пробивается сквозь толщу материи тонкий луч духа, там человечество говорит:
«талант», «гений». Так сердце откликается на присутствие Энергии Жизни в
творении человека.
А есть подлинные Художники, живущие так, что каждое движение
мысли, … дыхание их является «выдохом» светоносного «вещества» духа… Тогда сказанное ими слово, тогда их взгляд и мысль
безмолвная насыщают пространство
физическое огнём жизни.
Расплавить все плотные «наросты», наросты мертвенности,
утончить, сделаться живым, звенящим тоном жизни – вот задача мира человеческого
и каждого человеческого существа… Может быть, сначала человек должен ощутить
себя огнём, живым бессмертным лотосом – солнцем «внутри» плотного и грубого
«скафандра» – физической телесной оболочки… И затем
понять свою задачу: не оставить, не освободиться от этого внешнего, грубого и
ограниченного «механизма» и дома, который «несёт» на себе «я»
– душа, «я – дух»… Но это плотное, непроницаемое, тяжёлое, малодвижное
– поле для возделывания «полей» для цветов Жизни…
Что
расплавит плотную материю? Огонь, явленный в
чувстве красоты… Каким инструментом скульптор-«я»
высекает из материи плотной произведения прекрасные? – Мыслью. Мысли – лучи
огненного духа в человеке, прободающие плотное вещество физической материи. Но
надо ещё выявить эту способность в себе – мыслить. Выявить как энергию, огонь,
так и проницательную и оформляющую способность – называемую Разумом. Во
внутренних Планах ищи их… Не интеллект, не внешний
темперамент, но тонкая энергия вибрация – вот основа мыслетворчества.
В чувстве Красоты найдём её скорее, чем в изощрённой «сообразительности»
интеллекта… «Ум без разума – беда». Лукавая изощрённость породила и продолжает
порождать эти безжизненные формы и формулы… И
нагромождения их лишь удаляют человека, человечество от жизни бессмертной, от
себя подлинного. Уберём же нагромождения. Пусть ясность, и сила ясности станут
характеристиками мыслей и слов, их облекающих.
***
Воздействие музыки во многом основано на
качестве мысли, «вложенной» в творение и «озвученной» при исполнении. Потенциал
музыкального произведения – вибрация идеи – формы. Реальное воздействие
находится в прямой зависимости от способности мыслетворить
того, кто исполняет. Техника – лишь условие свободы, условие для свободного
излияния мысли, излучения мысли в «форме» звуковой ткани. Воздействие чувства
может быть сильным, но чувство есть мысль при усиленной вибрации энергии
сердечной и plexus solaris.
Качество мыслетворчества – от уровня выявленной
энергии. «Волны эмоций» при отсутствии цельного организованного потока мысли не
дают следствия воспитания сознания. Сегодня нужна музыка как средство
становления сознания человека, как средство воспитания высшего творческого
начала, основанного на овладении мыслью.
Исполнитель-музыкант должен направлять мысль в наиболее
высокие области и находить в музыке наиболее возвышающие вибрации, наиболее
духовные. И вести мысль как поток сердечно-разумной силы, организованный идеей
– огненным импульсом (иначе: высшим смыслом). Логика музыкально-художественного
построения в его бесконечном многообразии ладо-тональных
преобразований, ритмического развития – в логике-цельности мыслительного
потока, ни на мгновение не прерывающегося. Ни один такт, ин один звук не должен
быть исполнен вне непрерывного связного – «логического» движения мыслепотока. Работа над музыкальным художественным
произведением основана должна быть на выявлении «партитуры» мысленного
развития, развития импульса – идеи в многообразии логически обусловленных
оттенков единого мысленного потока. Диалектика как жизнь мысли лежит в основе
музыкального мышления.
«Мысль – звук».
Сердце-солнце
мириадами лучей связывает сознание наше с Великим Солнцем – Сознанием Космоса,
с Космическим Магнитом… Беспредельно также утончение – градаций тончайшего огня
каждого из лучей. Этими токами пульсирует Жизнь в Беспредельности. Музыка Сфер
есть огненное звучание мыслей огненных, и «сердец» планетных. А точнее,
аккордовых созвучий.
Есть свой Аккорд у каждого планетного живого тела.
Аккорд земли нарушен, в его звуках – фальшь, и потому в целом планета
«фальшивит» в общей симфонии Космоса. Выравнивание – выстраивание аккорда –
происходит очищением чувствований человеческих и утончением мысли. Что даст
возможность сонастроить «ноосферу», ментальное поле
планеты с Течением Токов Космических (в русле Эволюции).
Музыка, ритмов чистых носительница, очищая ауру, создаёт
условия для восприимчивости сознания… Кроме того, само
звучание может быть «каналом» для тока мысли, при условии духовной активности
человека (слушающего, играющего…) Остаётся решить вопрос о соответствии
создаваемого ритмо-тока с текущими токами
пространства…
Основа звучания мысли – сердечная энергия.
Чистота и звонкость тока мысли есть чистота и напряжённость
сердечной «струны». Тонка граница между мыслью и чувством. Но игра звука и цвета
в мысленном творчестве основана на живой жизни сердца. Его огни составляют
основу всех пространственных созвучий.
«Звук является основой любой формы».
«Музыка занимает важное место в системе мироздания».
(«Учение Храма» стр. 26)
Сила
мысленного воздействия и сущность мысленного творчества будет осознана, когда в
сознании людей прочно утвердится, что мысль есть звук, мысль – вибрация.
Волны звуковых потоков наполняют пространство, и не воспринимаемые слухом
физическим, улавливаются чутким слухом внутренним. Человек – мощный генератор
воздействий. Во власти мысленных волн переменять построение, изменять хор
мыслей, изменять атмосферные условия. Жизнь есть лаборатория тонких энергий. И мысль человеческая – наиболее мощный «рычаг» пространственных
процессов, ибо человек равно принадлежит обоим мирам – плотному и тонкому.
Развитие такого слуха – чуткость к вибрациям, звукам – цель человеческого
развития.
Музыка и музыкальное воспитание – условия, предваряющие развитие
внутреннего слуха. Но чуткость к звуку воспитывается Красотой. Как грубость
внешних звучаний не способствует развитию той подлинной чуткости к вибрациям –
Музыкальности, так «уплощённость» мысли не способствует развитию чуткости к
вибрациям Тонких Планов Бытия. Мысль, устремлённая к Красоте и Истине – та
вибрация, которая утончает энергии сознания человека, делая его чутким к музыке
пространственной.
«Человек с развитым внутренним слухом
различает вызванные мыслью звуковые волны так же легко и просто, как отличает одну
мысль от другой» («Учение Храма» стр. 25).
* * *