Искусство
преображения жизни: мечта и реальность
Мечта – есть мысль
духовная… Мечтание не безжизненно, не нереально. Напротив, мечтание есть облик
Реальности, облик Мира Иного – Надземного. Мечтатель
привлекает мыслью своею энергии Иного Мира. Мечта напряжённая
есть действие привлечения в земную жизнь энергий высшего Мира. Мечта не
иллюзия, как не иллюзия – Красота. Но надо иметь мужество в сердце, чтобы
вопреки слепой, именно слепой очевидности, прозревать и привлекать,
(привлекать) мышлением образы одухотворённые… Подлинно творческий акт
преобразование мыслью действительности… Грин в гениальной повести «Алые Паруса»
тонко и точно «нарисовал» картину претворения в земной реальности реальности Высшей… «Каждый человек должен мечтать, потому
что он человек»… В мечтании проявляется духовность человека, реализуется его
духовная потенциальность. Способность к мечте существует только у людей с
развитым чувством Прекрасного, т.е. у людей с
накопленным запасом тонких энергий.
Дети мечтают… Посмотрим, о чём мечтают дети… Даже в самом нехитром
желании выражается вера в существовании бескорыстного даяния. Все сказки о
добрых волшебниках, дарящих, дающих, превращающих, отражают эту веру в
существование иных отношений между людьми. Абсолютность добра, абсолютность даяния,
абсолютность любви («вечной») не есть нереальность. Но Реальность Высшая по
отношению к существующей ныне на земле. И именно от
усилий «мечтателей» зависит, приблизится ли Та, Высшая
Реальность, к реальности земной. Там, где искренне мечтают люди, Высший Мир, с
его Иными Качествами Бытия, проникает в земную
действительность. Ассоль реализовала образ Красоты… Алые
паруса могли не показаться у берегов Каперны, девушка могла не дождаться «принца» - но лишь
в том, одном существовании… Кто знает, сколько жизней сердце трудилось,
призывая образ Красоты, привлекая родственное сердце (или родственные сердца)…
Закон мирозданья: всё осуществляется… Тому залог – магнетизм сердца, магнетизм
человеческой энергии…
Грубость и устойчивость в
грубости будут привлекать грубость. Тонкость и желание Красоты, бескорыстное,
из любви к Красоте, будет привлекать и привлекать
Красоту… Постепенные накопления дадут однажды устойчивость и цельность образа и
облика – облика Красоты.
Мечтателями были все великие
открыватели, исследователи, мыслители… Мечтание – процесс проницательного
мышления. Отличим себялюбивое желание от вдохновенного стремления к Прекрасному. Подлинное искусство всегда процесс
«мечтательный» - привлечение тонких Высших Образов… Тонкие энергии, облекаясь в
материю земных мыслей и чувств, одухотворяют жизнь.
Лама Анагарика Говинда
пишет: «Искусство означает постоянно возобновляемую концентрическую атаку и
прорыв через эго к бесконечности» (стр. 73). «Искусство как
проявление истинно прекрасного, т.е. внутренней истины и чистоты внутреннего
видения, является величайшей творческой силой» (стр. 74 – Лама Анагарика Говинда «Искусство и
медитация» // Психология художественного творчества.
Хрестоматия. Сост. К.В. Сельчонок – Мн., 1999).
Т.о. искусство, творение
образов есть процесс мечтания. И подлинное мечтание всегда принадлежит области
искусства, даже если человек никак не выявил вовне своё мышление.
Дети мечтают… Заметим тех, чьё воображение «приносит» наиболее тонкие и
одухотворённые образы… Это первые выявления духовного потенциала и способности
преображать жизнь. Желая выявить наиболее одарённых представителей поколения,
следует искать не просто проявления интеллекта, сообразительности, воли,
устремления, но проявления тонкого чувства Красоты и этой способности «притягивать»,
«привлекать» высшие образы Бытия, высшие возможности…
Методики обучения и
развития нужно ориентировать на пробуждение и укрепление детского чувства
красоты. Школа должна всеми мерами беречь чистоту своей атмосферы духовной,
ради обережения чистоты детского сознания. Только в чистоте расцветают эти
цветы духовной творческой способности. Не «зайчики», «мышки», «ку-ку» и
«скок-поскок», но облики Прекрасных Существ из Возвышенного Мира пусть окружают
детей, формируют их сознание облики возвышенного благородства. Надо
поддерживать в детях способность к мечтанию. Пусть мечтают о высших
возможностях человека, о далёких прекрасных мирах, о самых прекрасных
человеческих отношениях, пусть в этих мечтаниях явятся аккорды человеческой
преданности, искренности… Пусть каждый школьный
предмет даст базу для проявления прекрасной мечты… - о новых достижениях
человеческого духа.