М.В. Гореликова
Е.И.
Рерих и Н.К. Рерих о мысли как о ведущем
начале
эволюционного развития
человечества
«В Новом веке мысль есть Пространство»
Живая Этика
Суть многоаспектного знания,
представленного миру как Живая Этика, или Агни-Йога, в утверждении новой
эволюционной ступени в развитии человечества, которая характеризуется выходом
на «арену» бытия скрытых сил духовной природы человека. Сущность человеческой и
Космической эволюции едина, утверждает Агни-Йога, и называет этой единой
Основою – Огненную субстанцию, которая «уявляется на основной двуеродности
энергии или на двух полюсах, на одном – Любовь, на другом – Мысль» [1, 258]. Е.И.
Рерих (в работе «Космическая эволюция и её цель (назначение)») пишет о единстве
знания об основах и принципах эволюции в древнейших философских системах
(философия Санкхья), в концепции Платона, с её тождественностью понятий
Мудрость и бессмертие, Плотина, с его доктриною пути воссоединения с Божеством
посредством актуализации высшей природы; о подтверждении этих знаний
современными научными исследованиями.
Эволюция космической
энергии, проходя различные стадии, приводит к человеческой форме жизни. И,
продолжаясь в области энергий сознания и духа, требует от человечества как
субъекта эволюции, сознательного принятия ответственности за реализацию в себе
высших духовных потенций. Задача состоит в том, чтобы осознать «свою духовную
природу» и проявлять её «в каждый момент своего земного существования» [2].
Инструментом становящейся
духовности человека является мысль. Мысль – агент мировой творческой
деятельности в Беспредельной Лаборатории Космоса, равно могущественная сила как
в Макро- так и в микрокосме. Космический процесс есть
«лаборатория мысли, которая от клетки до Беспредельности соединяет Начала» [3, 401]. Учение утверждает сознание как Единую Реальность Бытия, единственную
подлинную ценность человеческой жизни. Синоним понятия эволюция в Живой Этике –
«расширение сознания», – степень приобщённости ко всё
более высоким Планам Бытия, путём актуализации латентных сил духа. «Эволюция –
рост духа, сознания и мысли».
Понятие «Эволюция», в
соответствии с восточной многозначностью понятий, в трудах Е.И, и Н.К. Рерих
нередко употребляется в значении ближайшей ступени развития человека – ступени
достижения непрерывности сознания, т.е. одоления границы смерти. Восточная
философия, йогическая традиция в течение тысячелетий утверждают путь
сознательной эволюции человека, называя его «путём освобождения»: освобождения
от несущностного, тленного – «трудами над обузданием своей животной природы и
над утверждением высших центров к самостоятельному действию» [4, 286]. Е.И. Рерих вводит понятие «центры
сознания», связанное с принципом иерархичности сознания человека. Человек,
потенциально обладающий принципом высшего разума, стоит перед задачей развития
духовных возможностей, утвердив себя «в принятии Бессмертия» [7, 42] и найдя «путь мышления Беспредельности».
Синонимом этой высшей мыследеятельности являются понятия Синтез, Огонь,
Красота, Сердце, Сотрудничество.
Учение проводит чёткую
грань между внешним явлением интеллекта и подлинно созидательной деятельностью
духа. «Не внешнее устремление, но развитие путём психожизни» [7, 71]. Даётся новое понимание мысли и мыследеятельности
как явления целостной активности человека, берущей начало в глубине духа и
сердца человека, где явлено единство разума, сердца и воли, «согласованной» с
Высшим Миром. Мышление в Новом веке утверждается как синтез. «В каждое действие
вложите искру творчества космического огня» [7, 42].
Если интеллект –
организующее начало личности, то разумность (синоним мудрости) – организующий
принцип становящейся духовной индивидуальности. Подлинный мыслитель пребывает
«между небом и землёй», выстраивая Мост в Надземное,
осваивая «божественную науку» о мысли, делающую «земную жизнь надземной, а
незримое зримым». Тогда мысль – «Мост» к Миру Огненному, «Крылья» возносящие – «зажигает огни
пространственные».
Наука о мысли – ключ к
научному решению проблемы бессмертия. Мысля возвышенно, человек выстраивает
себя из «материй» огненных градаций. Современные исследования подтверждают:
мысль – реальное энергетическое явление, со всеми качествами и свойствами
энергии – и стоит в одном ряду с такими «физическими» понятиями, как «ритм»,
«вибрация»…
«В Новом веке мысль есть Пространство. Нужно
мыслить не лично, но пространственно» [9, 32]. Искусство мышления основано на Красоте и на гармонии с Высшими
Токами Пространства. Мышление есть ритм и «уловление» Высших Ритмов. Принцип
сотрудничества явлен в мыслительной деятельности
как в горизонтальном, так и в вертикальном измерении. Понятие Космический
Магнит, данное в Агни-Йоге, содержит в себе Истину о Единстве Мирового
Мыслительного процесса, а также о сущности ответственности за
мыследеятельность, сущности направленности творческой активности человечества:
«Только созвучие может утвердить творчество беспредельное» [6, 292].
Человечество должно
осознать Иерархию Духа и Разума и, вдохновляясь Обликами Представителей Высшего
Сознания, достигать единства мысли и сердца, мысли и любви, мысли и совести.
Тогда сознание, постепенно освобождаясь от атавизмов самости, обретает
устойчивость в тех областях, которые современная психология называет
«сверхсознательным». Но неверен термин. Именно сознательным человек становится,
открывая в глубине «Я» сокровища Единого Света. «…Познавая, что существует лишь
Единый Свет, мы научимся и следовать за
этим Светом». «Берегитесь утверждать «Я» и «нет»» [8, 118-119].
Вопросы мышления непосредственно
связаны с вопросами сущности познания. В Живой Этике явлен синтез восточного и
западноевропейского образа мысли. От западной традиции – выраженность принципа
активности, акцентирование мыследеятельности как таковой, Платоном поднятой на
высоту подлинного Бытия человека. От Востока – цельность и глубина в
определении сущности мысли. Мысль – сердце, мысль – Красота,
мысль – огонь, Свет, начало, «освобождающее от оков» [10, 678], АУМ.
Энергетический «ключ»
Агни-Йоги приложим к Платоновой концепции Идей – животворящих Принципов Бытия.
Источник мысли – Благо. Стремясь к Абсолютному, мысль обретает всё большую
огненность, очищенность от грубых элементов и восходит ко
Благу, к Красоте. Мысль – добро и творение добра. Там, где удаление от Света,
Красоты, там попирается высокое значение мысли. Сущность познания раскрывается
как гармоничный процесс восхождения человека к Наивысшему,
в Беспредельность. Т.о. принцип познания есть одновременно и принцип духовной
реализации. Познание – расцвет Божественных «зёрен» Истины и Красоты «внутри»
человеческого существа.
Уважение к мысли – принцип
и признак Новой Эпохи. В Учении говорится о многомерности
мысли, несказуемости её высших уровней и необходимости создания условий для
принятия этих «вестников Мира Огненного», освящающих и все земные действия… Необходимо внимание к процессу мысли, развитие
тонкости восприятия: «самые ценные накопления протекают вне мозга» [11, 386], «Огненное творчество осуществляется поверх
рассудочных стремлений» [7,
170].
Е.И, Рерих пишет о необходимости
целенаправленного научного изучения мысли: как сокрытых сил человека, как
вибрации и условий её действия в пространстве, законов распространения в
зависимости от физических и психологических условий.
«…изучение Мысли…
явит интереснейшую науку. ... Развитие мысли даст много решений» [9, 32].
Мышление – процесс актуализации тонких энергий – требует и
соответственных условий. Необходимо избавляться от грубости и явлений несоизмеримости
(«уважение к понятию произносимому»), от давления устаревших форм. «При
необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями» [7, 173]. Культура
понимается Рерихом прежде всего как культура мышления.
Критериями мыследеятельности в Новом веке должны стать критерии Культуры:
Красота, глубина, созидательность и духовная «перспективность»… Красота и
гармоничность языка, логика как объёмное и «многомерное» явление взаимодействий
огненных энергий мысли – помогут утверждению проницательного мышления.
Обновлённое мышление создаст условия для притока энергии талантливости. Язык
науки вместо безжизненных «неологизмов» вновь востребует Слово…
Призыв «мыслить широко» означает преодоление обусловленности
мышления привычными формами и формулами, ограничения физическим планом. Лишь
понимание мыслительного процесса как огненного процесса, связующего Миры,
откроет человечеству путь к иному, Высшему существованию.
1.
Е.И. Рерих «Космологические записи» // Е.И. Рерих «У порога
Нового Мира» - М., 2000
2.
Е.И. Рерих «Космическая Эволюция и её цель
(назначение)» / «Новая Эпоха» №2 1999
3.
«Агни-Йога» // «Учение Живой Этики» в 3-х тт. Т.1 – СПб.,
1993
4.
«Е.И. Рерих. Сокровенное знание. Теория и практика Агни-Йоги»
/ Сост. М. Мусина, Н. Ковалёва. – М., 2002
5.
Анантендра Яти
«Веданта-Сара-Санграха», XVI, 198
6.
«Иерархия» // «Учение Живой Этики» в 3-х тт. Т.2 – СПб., 1993
7.
«Беспредельность» // «Учение Живой Этики» в 3-х тт. Т.2 –
СПб., 1993
8.
Н.К. Рерих «Держава Света. Священный Дозор» – Рига, 1992
9.
Е.И. Рерих «Изучение свойств человека» / Духовное Созерцание
№1 1999
10. «Братство» // «Учение
Живой Этики» в 3-х тт. Т.3 – СПб., 1993
11. «Надземное» – М., 1997