ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ
«ТАЙНАЯ
ДОКТРИНА» – ОСНОВА НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НОВОЙ ЭПОХИ
М.В. Гореликова
Тайная Доктрина – явление
Высшего Знания
«Знание превыше всего.
Каждый, кто принес частицу знания, уже
есть благодетель человечества.
Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света».
из Предисловия
к "Тайной Доктрине"
"Тайная Доктрина" –
словосочетание, которое для многих людей в мире звучит подобно музыке, радуя
сердце предощущением высшего Познания. И уже само это предощущение одаривает
особой радостью, связанной с ощущением наличия высшего смысла бытия: разум ещё
не знает, ещё не берётся осмыслить это высшее знание, но радость в сердце уже
оттого, что получена новая убеждающая Весть: Высшее Знание о Бытии, человеке, о
жизни существует, значит есть и Высший Смысл, и Высший
Закон, и Высшие Меры Правды, на Земле, в Космосе, в Беспредельности. Значит
есть и возможность Истины на земле, есть и путь, и Справедливость, и меры
высших ценностей… Значит, останутся в прошлом
непросвещённость, затемнённость бытия, скепсис, и научный агностицизм. Всё
познаваемо! Всё возможно! Бесконечность откроет перед человечеством Тайну и
Свет… И эта Бесконечность, эта Жизнь познаваема… И это
главное, что может дать научное знание человечеству – опору для духовного
оптимизма и для дерзания. Каждый позван, каждому суждено, и дерзающим откроется… Было бы – дерзание!
Ещё не берётся осилить воля, но сердце
знает, знает и влечётся к страницам, каждая из которых – яркий Свет Истины – счастье
сердцу и духу, ищущему высших путей…
Тайная Доктрина – явление Высшего
Знания. Высшего, потому что: «оккультная сторона Природы никогда еще
не была доступна науке современной цивилизации» (Том 1, с. XXIII). Каким бы быстрым
шагом ни продвигалась наука, Знания, явленные в Тайной Доктрине, даже данные в
отдельных положениях, даже будучи «отрывочными и
неполными», по утверждению Е.П. Блаватской, это явление разумения иного
порядка, чем тот, которым пользуется наука, для которой разум духа с его высшей
логикой, опирающейся на магнетические связи сущностей идей, а не на внешние
соотношения понятий – этот разум духа не стал инструментом познания, ещё
даже не осмыслен как инструмент познания.
И тем не менее Тайная Доктрина – именно Явление знания,
добытого путём научным, хотя в этом случае понятие "научный" требует
расширения и углубления; явление научного познания – но более обширного, для
которого весь мир физических явлений существует неотделимо от мира духовных
причин, но суть их логическое следствие, выявление причинности, скрытой от глаз
тех исследователей, которые ещё не обрели очи духовной интуиции – или духовного
мышления.
Тайная Доктрина – явление научного
знания, если понимать под научностью критерии доказательности, логичности,
опоры на фактический материал. Представленное Знание получено путями длительных
опытов, изысканий и испытаний Коллектива Исследователей. И тот факт, что этот
Коллектив Исследователей являет собою Сознания порядками выше любого научного
гения данной эпохи, и потому это высшее с трудом "вмещается" даже в
самые прогрессивные умы, является только дополнительным доказательством того,
что не Труд "за пределами науки", но наука должна расширить свои
"пределы"…
Представим себе, что данные и выводы
Тайной Доктрины стали достоянием современной науки. Каковы будут следствия для
науки?
Первое – это то, что притязания науки
расширятся в мир духа, и расширившиеся вглубь духовного мира горизонты познания
материально-физического мира заставят по-новому взглянуть на все системы
взаимосвязей явлений.
Во-вторых, углубившиеся в своей сущности
понятия, определяющие научно-парадигмальные основы, такие, как энергия,
вещество, материя, пространство, время и т.д. – заставят естественные науки
включить в системы всех явлений человека, с его арсеналом духовных энергий как
определяющее начало во всех процессах, так называемых физических, химических и
пр. Гуманитарные науки тем самым пойдут на сближение с
естественными, так как их системообразующие понятия, такие, как мысль, образ,
сердце, воображение,… наполнившись реальным "физическим",
энергетическим содержанием, перестанут быть теми отвлечённостями, в которые они
превратились, веками употребляемые в системах абстракций…
История и религиоведение претерпят
крупнейшие изменения в виду фактов, проливающих свет на Истоки религиозных
истин, а также сроки и пути эволюции, и в свете явленных достижений прежних,
более высоких цивилизаций...
И самое существенное – это прорыв в
исследовании самого человека, с его высшими силами, возможностями,
перспективами эволюционных изменений сознания, мышления…
Труд "Тайная Доктрина"
построен как фундаментальное научное
произведение, с чётко, ясно сформулированными целями, стройной системой
доказательств, опирающихся на обширнейший фактический материал. И потому, как и
пишет в предисловии сама Автор, «его логичная связность и последовательность дают право этому
новому Генезису стоять, во всяком случае, на уровне с «работающими гипотезами»,
так открыто принятыми современной наукою» (Том 1, с. XXIII).
Станцы Дзиан – часть множества
древнейших манускриптов, из которых некоторые уже переведены, «и, как обычно, искажены толкованием,
другие же, все еще, ожидают свой черед» (Том 1, стр. 7). Автор отмечает, что «каждый ученик имеет возможность
убедиться в сделанных здесь утверждениях так же, как и проверить большинство
приведенных выдержек» (Том
1, стр. 7).
Одной из причин, почему появилась
необходимость такого труда, проливающего Свет на вопросы, ответы на которые
многие тысячелетия оставались правом достигших соответствующих уровней духовного
и нравственного развития, частично обусловлена и тем фактом, что к началу XIX
столетия и далее мир стала наполнять литература, считающаяся научной, так как
исходила от санскритологов и востоковедов, тем не менее, лишь искажающая истины
свободным толкованием древнего символизма, смысл которого известен лишь посвящённым
в суть этого Сокровенного Знания.
Таким образом, "Тайная
Доктрина" является частью плана "приоткрытия покрова" Великих
Истин, даваемых человечеству ради возможностей дальнейшей эволюции, на
настоящем этапе уже требующей от человечества осознанных усилий в поиске
высшего знания.
Человечество нуждается в Знании, ибо
время пришло, и поток познавательных сил не может быть остановлен.
Соответствующие энергии уже пришли в движение, и, не имея опор в виде Высших
Основополагающих Истин относительно Единых и Великих Законов и Принципов,
проливающих Свет на основные вопросы относительно Природы и Цели человечества и
Мирозданья, эти силы становятся разрушительными в своём непросвещённом стремлении.
«Мир настоящих дней, в его яром устремлении к неизвестному
– которое физики слишком поспешно готовы смешать с Непознаваемым всякий раз,
как проблема выходит за пределы их понимания – быстро продвигается на
противоположном плане к плану духовности» (Том 1, стр. 6-7).
"Тайная Доктрина" является,
таким образом, частью Единой Системы Знаний, часть которого «была обще-распространенной
религией древнего и преисторического мира. Доказательства ее
распространенности, достоверные рекорды ее истории, полная цепь документов,
уявляющих ее характер и наличие ее в каждой стране, вместе с учением всех ее
великих Адептов, существуют по сей день в тайных
святилищах, библиотеках, принадлежащих Оккультному Братству» (Том 1, стр. 20). Знаний, которые
частично, но методично и целенаправленно приоткрывались человечеству,
соразмерно уровню сознания прогрессивной его части. «Это очень старые сведения, и они
постоянно оповещались великими Адептами, начиная от Пифагора и Платона вплоть
до неоплатоников» (Том 1,
стр. 21).
Но никогда – в том объёме и форме, как в
XIX-XX веках, когда человечество вступило истинно в Эру Познания, Познания,
основанного на развитии духа и связанных с ним и высших мыслительных
способностей.
Высшее Знание, которое приоткрылось в
Тайной Доктрине, необходимо человечеству, науке, ибо не озарённый Светом Высших
Истин, пытливый интеллект уже произвёл массу разрушений, и в настоящее время
этот путь ещё не переменен… Разрушительно всякое действие интеллекта, не
объединённое с духом, не озарённое Светом Духовной Истины.
Цель, поставленная Автором в системе
Труда, направлена не просто к расширению границ научного познания, но именно на
изменение тех изначальных позиций, в силу которых современная наука не может
выйти из замкнутого круга… Изменение этих основных позиций или, точнее,
взглядов, по сути есть установление нового научного
мировоззрения, центром которого является система аксиом, которые, тем не менее,
являются фактами непосредственного духовного видения Реальности,
Природы Вещей, как то:
1) Единство Религиозной Истины,
многообразно явленной в различных системах, и много искажённой в силу
вмешательства пристрастного человеческого "эго" с его политическими и
другими соображениями, не имеющими непосредственного отношения к поиску Истины.
2) Единство Энергоосновы Вселенского
Космического и человеческого бытия.
3) Наличие стройной Иерархической
системы Закономерностей, направляющих эволюцию человека и Космоса.
4) Все понятия, участвующие в
определении этой системы Законов, как сила, энергия, … – одушевлены и сознательны.
5) И, наконец, центром нового
мировоззрения является принцип единства знания и бытия, то есть
непосредственная связь знания "с подвигом жизни"…
Сама Е.П. Блаватская следующим образом
определила цель Труда: «доказать,
что Природа не есть "случайное сочетание атомов" и указать человеку
его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины,
являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное
единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона
Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации» (Том 1, с. XXIII).
Итак, тот факт, что знания,
представленное человечеству, далеко выходят за пределы всего достигнутого
современными науками, не должен ставить "Тайную Доктрину" за пределы
научного внимания. Но именно честная и цельная исследовательская мысль должна
обрести опоры в явлении приоткрытых Великих Истин Природы.
Научный взгляд на "Тайную
Доктрину" должен быть истинно научным, то есть непредубеждённым и
различающим Истину, как на уровне фактов, так и на уровне выводов, на основании
главной движущей силы научного познания – духовной интуиции.
И, наконец, "Тайную Доктрину"
не должна постигнуть участь многих великих трудов древности, содержащих великие
истины, но так и не осознанные и не
применённые, но лишь внесённые в "реестры", перечни исторических
рекордов мысли. Живое Знание Великого Труда требует и живого исследовательского
подхода. Не слепой веры требует Тайная Доктрина, но зовёт к испытанию и
дальнейшему открыванию тех приоткрытых Покровов Истины – всеми доступными
человечеству средствами, главным из которых является дух с его высшей
интуицией, высшей мыслью. Новые пути науки открываются и требуют нового
научного мышления, нового сознания и нового научного аппарата, реальными
опорами которого будет чистота сердца и горение духа к Истине.