ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА» – ОСНОВА НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НОВОЙ ЭПОХИ

 

 

М.В. Гореликова

«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА» О СОЗНАНИИ

 

Введение

Сознание. Категория сложная, столь же притягательная для осмысления, как и трудная для определения. Притягательная не только для каждого философски настроенного ума, но и для всякой души, достаточно окрепшей, чтобы устремиться к исканию в волнующемся море переменчивости прочной, незыблемой опоры для движения в область Непознанной Беспредельности духа. Сознание… Тот Свет, даже малейшее проявление которого в природе восхищает и рождает бесконечность вопросов, и проявление мощных Потоков которого открывает Дали и вселяет уверенность в близкой победе бессмертия.

Сознание… Нить света: где-то тонкая, едва намеченная, где-то подобная надёжному мосту – ведущая в глубины духовного пространства… Каждому сердцу присуща потребность, крепнущая по мере познания, освоения духовного бытия, протянуть нить сознания как можно дальше, дотянуться до самых Вершин, не утерять, не утратить в переменчивых условиях различных планов материи… Сознание есть подлинный человек в человеке. Свет, который, как говорят Веды, не меркнет даже тогда, когда гаснут Солнце и Светила.

Современные научные определения сознания неудовлетворительны, ибо в философии все попытки проникнуть в подлинную суть явления разбиваются о неразрушимую скалу «классических» дилемм: дух – материя, материя – сознание… (в науках естественных не найдена «вещественность» сознания, его «материальная» основа, которая тем не менее есть, и является такой же вездесущей, как и само явление сознания). Чтобы определить сознание, необходима прежде всего устойчивость Знаний о фундаментальных Основах: что есть Реальность, что есть «Я»… Необходимо определиться с Основами Фундаментальных Знаний о человеке, его Начале и Цели, т.е. сущности Эволюции.

Явление сознания должно быть понято, понятие сознания должно обрести конкретность, без этого невозможны никакие точные знания о человеке. С явлением сознания связано постижение путей совершенствования человека (т.е. более совершенная педагогика и научная психология), а также путей совершенствования общества (критерий ценности деятельности и творчества един – это критерий энергии сознания). Знание о человеке как о сознании насущно необходимо для данного этапа развития человека и общества. И хотя истоки, корни эволюции сознания восходят к непостижимому Абсолюту, как завершению пути эволюции, всё же именно устойчивость представлений о фундаментальных реальностях, т.е. об основных принципах и Законах Жизни, составляет основу успешного развития человека и человечества в каждом из периодов этой эволюции. «Символ змия, удерживающего свой хвост, есть круг событий эволюции. Спираль применима к пути восхождения» («Беспредельность» I, 10).

Исследователь явления сознания не может получить помощь от современной науки: по причине отсутствия устойчивого фундамента Знаний об Основах Бытия многообразие философских и психологических концепций, находящихся в неразрешимых противоречиях друг с другом, не может претендовать на истинность. Только обращение к Знаниям Единой Мудрости, собранной и проверенной многими поколениями Адептов, Мудрецов, чьё знание Основано на непосредственном опыте жизни на Высших Планах, пока недоступных человечеству, поможет современному человеку обрести надёжную опору в познании и исследовании энергий сознания и глубоко осмыслить сознание – как один из основных Принципов Бытия, и как высочайший дар Богов человечеству, соответствующее обращение с которым либо возносит человека до высот Божества, либо сбрасывает с высоты возможностей в бездну низших форм жизни.

Тайная Доктрина говорит о зарождении и развитии жизни как о процессе творческом, управляемом Сознанием (Иерархиями Творческих Сил). Соответственно, принцип вездесущности сознания является одним из основных, фундаментальных Принципов Системы – той Великой Доктрины, которая является Единой для всех Посвящённых в Знание, со времён появления первого человека на нашей планете.

Сознание есть Альфа и Омега. Нет «точки» пространства, в котором бы не пульсировала жизнь. И Жизнь эта есть Сознание: мысль и энергия, мысль и огонь. «Следы великого мыслетворчества зафиксированы на слоях Акаши. Можно убеждаться, насколько заполнено пространство всеми видами творчества Великих Зодчих. Под потоком мощной мысли рождаются множества форм» («Надземное», 108).

Тайная Доктрина даёт знания о вехах эволюции человечества на Земле и об Основных Законах, по которым развивается жизнь – сознание во Вселенной.

1) Основным Законом может быть назван Закон Огненной Инициации: каждая новая ступень развития сознания имеет тех Старших Руководителей, Дух и Воля которых зажигает новые огни – пробуждает ранее спящие принципы.

2) Форм сознания столько, сколько форм жизни в Беспредельности. При абсолютном единстве Великого Всемирного Принципа – Основы.

«Тайная Доктрина указывает как на самоочевидный факт, что человечество, коллективно и индивидуально, со всею проявленною Природою является носителем (a) Дыхания Единого Всемирного Принципа в его первичной дифференциации; и (b) бесчисленных «дыханий», исходящих от этого Единого Дыхания в его вторичных и дальнейших дифференциациях, так как Природа с ее многими «человечествами» продвигается в нисходящем порядке к планам, все возрастающим в своей материальности. Первичное Дыхание оживотворяет высшие Иерархии; вторичное – более низкие на постоянно нисходящих планах» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Том 2, стр. 617).

3) Человеческое сознание есть необходимая ступень в единой эволюции сознания: нет Бога, который не был бы когда-нибудь человеком, или не готовился бы стать им. Становление сознания – процесс, уходящий в Беспредельность, восходящий к Абсолюту. Но высшие формы сознания достигаются через развитие самосознания, которое впоследствии растёт, освобождается от элемента самости, претворяясь в Сознание Единства.

 

Часть 1

Сознание Абсолютное и сознание как космический принцип,

или принцип проявленного бытия. Великая Триада: Дух – Материя – Сознание

 

Прежде чем помыслить о сознании в его абсолютном и относительном аспектах, о сознании как об Абсолютной Реальности и сознании как одном из проявлений Покрова Майи (и в то же время наиболее фундаментальном из всех принципов проявленного бытия), следует вникнуть в основные Постулаты Доктрины Мудрости о Сущности – Основе Бытия.

Тайная Доктрина учит, что имеется Одна – Единая Беспричинная Причина – Корень, Основа, или даже «идеальный дух Причины» всего проявленного Бытия, и Тайна Высшего Начала остаётся тайной даже для величайших Уровней Сознания, даже для Тех Величайших Творцов Вселенной, эманирующих в начале проявления Жизни к новому её Циклу, и коллективно именуемых Логосом Вселенной, или Мировым Разумом.

О Беспричинной Причине Сущего никто не может сказать ничего, ибо относительное сознание никогда не сможет ни выразить абсолютное, ни «приложить к нему свою меру познавательных опытов». Эта Беспричинная Причина есть философский Абсолют… и «Область Абсолютного Сознания», о которой не может быть сказано ничего, кроме того, что это есть единое и единственное Реальное, ибо оно есть, было и всегда будет, в отличии от всего проявленного бытия до самого высочайшего его уровня, уровня первого трепета Жизни в Материнской Корнеоснове – в Праматерии – Пространстве, до её первой дифференциации на дух – материю, до проявления её первой полярности.

«Санскритское слово для этого – Прабхавапьяя, «место (или, вернее, план), откуда все началось и куда растворяются все вещи», как говорит один из комментаторов [Пуран]. …Комментаторы Пуран объясняют это Караною, «Причиною», но Эзотерическая Философия называет это идеальным духом этой причины» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 91).

«…Основной закон в этой системе, центральная точка, из которой все возникает, вокруг которой и к которой все тяготеет и на которой висит вся ее философия, есть Единая, Однородная, Божественная СУБСТАНЦИЯ-ПРИНЦИП, Единая Начальная Причина.

… Он называется «Субстанция-Принцип», ибо он становится «Субстанцией» на плане проявленной Вселенной, Иллюзией, оставаясь «Принципом» в безначальном и в бесконечном абстрактном, видимом и невидимом ПРОСТРАНСТВЕ. Это есть Вездесущая Реальность, безличная, ибо она заключает все и вся. Ее безличие является основным представлением Системы. Она латентна в каждом атоме Вселенной и есть сама эта Вселенная» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 339-341).

И хотя по отношению к этой Причине невозможно никакое определение, все высшие абсолютные Значения понятий Материя, Дух, сознание восходят к ней.

«Парабрахман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 49).

«Для познания самое себя или самопознания нужно, чтобы сознание и распознавание были бы осознаны – обе эти способности являются ограниченными по отношению к любому предмету, исключая Парабрахмана. Отсюда «Вечное Дыхание, неведающее самое себя». Бесконечность не может понять Конечность. Беспредельное не может иметь отношения к Ограниченному и Условному. В Оккультных Учениях Неведомое и Неведомый Двигатель или Самосущее есть Абсолютная Божественная Сущность. Итак, будучи Абсолютным Сознанием и Абсолютным Движением – для ограниченных чувств тех, кто описывают это неописуемое – оно есть бессознательность и недвижимость. Конкретное сознание также не может быть атрибутом абстрактного сознания, как и свойство влажности не может быть атрибутом воды – влажность, будучи самостоятельным атрибутом и причиною влажного качества в других вещах» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 101-102).

Т.о. одним из главнейших постулатов Системы является следующий: всё возникает из единой «Однородной Божественной Субстанции – Принципа»… Он называется «Субстанция – Принцип», ибо он становится Субстанцией на плане Проявленной Вселенной и является Иллюзией, пока остаётся «Принципом» в безначальном и бесконечном абстрактном, видимом и невидимом Пространстве. Это есть Вездесущая Реальность, безличная, ибо она заключает всё и вся. Её безличие является основным представлением Системы. Она латентна в каждом атоме Вселенной и есть сама эта Вселенная.

«Вселенная есть периодическое проявление этой неизвестной Абсолютной Сущности. Назвать это «Сущностью» значит погрешить против самого духа философии. Ибо хотя существительное может быть произведено, в данном случае, от глагола esse (существовать), все же, ОНА не может быть отождествлена с каким-либо «существом» в представлении, доступном человеческому разуму. Лучше всего это описано, как ни Дух, ни Материя, но и то и другое одновременно» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 341).

Поскольку вся Вселенная является периодическим проявлением этой Непостижимой Безначальной Причины, то рассуждение о сознании, даже в его наивысшем значении, начинаются с того момента, когда начинает говориться о Начале-Проявлении, о том этапе в жизни Вселенной, когда Безначальная Причина пробуждает Действенный Принцип… «Излучает» из таинственных глубин Небытия, которое есть Абсолютное Бытие и Абсолютное Сознание, тот Первоначальный Импульс, который делает Первоматерию (которая одновременно есть Пространство и Движение, и Дух и Материя…) способной к творческому действию… И следующий этап этой таинственной и высочайшей мистерии – явление Единосущной Двойственности «Дух – Материя» – основы дальнейшего творения.

Сознание, если мыслить об этих высших первоначальных Этапах Космического Действа, есть «Сын» – Логос, ибо соответствует третьей фазе проявления, где Первая – явление первоначального трепета Жизни в Единой Праматерии, Вторая – дифференциация Единого: Дух – Материя.

«…Оккультная Наука учила на протяжении веков, что Акаша (грубейшим аспектом которой является Эфир), Пятый Всемирный Космический Принцип – которому соответствует, и от которого происходит человеческий Манас – космически есть светящаяся, холодная, прозрачная пластическая материя, творческая в своей физической природе, соотносительная в ее грубейших аспектах и частях, и неизменная в своих высших принципах. В творческих условиях она называется Суб-Корнем; в соединении с лученосным теплом она вызывает «мертвые миры к жизни». В ее высших аспектах она есть Всемирная Душа, в своих низших – она является Разрушителем» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 47, сноска 20).

(Отсюда вездесущность и неуничтожимость мысли. Принадлежность её к единому элементу бытия, неуничтожимость этого единого элемента даёт соответствующие качества мысли. Каковы бы ни были дифференциации, элемент жизни един – Огонь, – так утверждает Учение Мудрости).

Рождение двойственности – является основой всех форм бытия. Существует Единый неделимый Элемент, тем не менее явленный двухаспектно: дух - материя, огонь - мысль, жизнь - форма. На этом противоположении основано явление сознания, принцип сознания как неотъемлемый «продукт» явленной двойственности. Потому всякая форма – сознательна на своём уровне, и всякое проявление материи есть проявление сознательное. Потому так часто понятия дух и сознание бывают тождественны. Нет сознания вне духа, и нет духа вне сознания (хотя сознание и само-сознание – явления различные). Сознание, т.о. есть один из Основных Принципов Бытия. Сознание и Бытие нераздельны. Неделима Триада Бытия: Дух - Материя - Сознание, хотя каждое из трёх фундаментальных понятий является ключом в понимании явлений Жизни.

«С одной стороны – Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны – Абсолютное, Абстрактное Движение, представляющее Безусловное Сознание. Даже наши западные мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от изменения, и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком…» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 49).

«…безличная Реальность, всенасыщающая Космос, есть чистый нумен мысли. Этот сдвиг с его стороны очень приближает его к Веданте и к эзотерическим основам.

Парабрахман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.

Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрахмана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 49-50).

«Как Пред-Космическая Мысле-основа есть корень каждого индивидуального сознания, так Пред-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях ее дифференциации.

…Независимо от Космической Субстанции Космическая Мыслеоснова не могла бы проявиться, как индивидуальное сознание, ибо сознание развивается, как «Я есмь Я», только через проводник (упадхи) материи; физическое основание, будучи необходимым для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделенная от Космической Мысле-основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлеченностью и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 50).

 

Часть 2

Эволюция Сознания. Состояния Сознания

 

Сознание является Космическим Принципом, безусловным и абсолютным, ибо всё, что есть, было и будет в Беспредельности, в проявленном Бытии, есть сознание и продукт Сознаний. Космос есть Иерархия Сознаний, Сил, «Сознательных» на своих Планах. Тайная Доктрина утверждает принцип сознания как вездесущий, но не утверждает, что все формы сознания сходны с человеческим. «Эзотерическая Философия учит, что все живет и имеет сознание, но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 94).

Но всюду, где Материя является в творческом своём Аспекте, т.е. уже «оплодотворена духом», имеется Сознание – «Сын», «Логос» – как Космический Принцип. И во всей Беспредельности каждая точка пространства насыщена энергией творческих процессов, которые есть процессы сознательного творчества многих Иерархий творческих сил…

«Все в этой Вселенной, во всех ее царствах, обладает сознанием; то есть, одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания. …Нет такой вещи, как «мертвая» или «слепая» материя, ибо не существует «слепого» или «бессознательного» Закона» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 341).

«Вселенная вырабатывается и устремлена изнутри наружу. …Весь Космос руководим, контролирован и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию… Они разнятся бесконечно в своих соответственных степенях сознания и разума; …каждое из этих Существ или было человеком в предыдущей Манвантаре или готовится стать им, если не в настоящей, то в грядущей Манвантаре» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 342).

И в то же время сознание есть продукт эволюции и цель эволюции. Цель Космического Процесса от его Начала и до временного Завершения в моменты малой и большой Пралайи (Закон Циклов) может быть определена как эволюция сознания. «Суждено камню стать растением, растению – животным, животному – человеком, человеку – Духом, Духу – Богом».

Рождённая от Единой Причины, вся Вселенная с её бесчисленными формами являет бесчисленное множество уровней сознаний, каждое из которых имеет заложенное стремление к развитию до полного слияния с Абсолютом: будь то стремление, оформленное в сознательное желание, что происходит на стадии человеческой эволюции, или проявленное как инстинкт движение сил в направлении всё большего усовершенствования форм и процессов.

Источник эволюции сознания – в самой Сущности Бытия Основа эволюционных процессов – огненная искра – зерно духа, монада. Монада – неделимая частица духо-материи, тождественная с Единым Элементом Сущего.

Лишь проходя через различные этапы существования, облекаясь в различные «слои материи», постепенно накапливая (по Закону Магнетизма) вокруг огненного ядра соответствующие тонкие энергии, образует она то, что на определённом этапе её «странствий» в Вечности становится «человеческой монадой», которая при развитии принципа разума (Манас) и синтезе (Атма - Буддхи - Манас) – образует неуничтожимый элемент сознания, основанный на развитии самосознания (или «сознания размышляющего»). «Так от Духа или Космической Мысле-основы происходит наше сознание, от Космической Субстанции те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется и достигает до самоосознания – или размышляющего – сознания» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 51).

«…ни одна чисто духовная, божественная душа (Буддхи) не может иметь независимого, сознательного существования, прежде чем искра, отлетевшая от чистой Сущности Вселенского Шестого Принципа – или ПРЕВЫШНЕЙ ДУШИ – (а) не пройдет через каждую начальную форму феноменального Мира этой Манвантары, и (b) не обретет индивидуальности; сначала в силу врожденного импульса, а затем посредством личных самопроизвольных усилий, контролируемых ее Кармою, подымаясь, таким образом, через все степени разума, от низшего до высшего Манаса, от минерала и растения до высшего Архангела (Дхиани-Будда)» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 52).

«Монада, рожденная от природы и самой Сущности «Семи» (ее высочайший принцип становится тотчас же заключенным в Седьмом Космическом Элементе), должна выполнить свое семеричное вращение через весь Цикл Бытия и Форм, от высочайшей и до низшей; и затем снова от человека до Бога. На пороге Паранирваны она снова принимает свою первичную Сущность и становится еще раз Абсолютом» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 186).

От Области Абсолютного Бытия - Сознания через кольцо спирали Эволюции – снова к Абсолюту. «Ни один Архат, о бхикшу, не может достичь абсолютного знания, прежде чем он не воединится в Паранирване…» («Афоризмы Бодхисаттв» – цитируется по книге Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 94).

Семеричный Принцип строения человека и Космоса, действующий, как утверждает Тайная Доктрина, в нашей Солнечной Системе в течение всей Манвантары, до Великой Пралайи, поясняет и условие развития сознания. Шестой и Седьмой – два Высших Принципа – есть Божественная Душа и Дух – Основа. Пятый Принцип – Манас, двойственный в человеке: одна часть его тяготеет к Духу и образует вместе с Духовной Душою нетленную духовную индивидуальность (Буддхи - Манас), другая – тяготеет к низшей материи (интеллект) и вместе с животной душой образует земную личность Кама - Манас (Четвёртый и Пятый принцип). (Вспомним принципиальную двойственность человека, по Платону, и как непременное условие познания – открытие в человеке человека внутреннего – духовного, бессмертного). Третий, Второй и Первый принципы (Астральное, Эфирное и физическое тела) являются «оболочками» сознания и необходимы для земного существования, но как отдельно взятые, и в настоящую эпоху к Эволюции сознания человека имеют мало отношения. Атма - Буддхи - Манас, объединённые Седьмой, Шестой и Пятый принципы (дух, духовная душа («вместилище духа») и духовный разум) составляют человека внутреннего, объект настоящего этапа эволюции. Именно к этому внутреннему человеку в человеке и обращено Знание (часть которого явлена в «Тайной Доктрине»), данное Руководителями Эволюции человечества на настоящем этапе его развития. Задача настоящего этапа эволюции формулируется как достижение человечеством самосознания на уровне высшей индивидуальности (Четвёртый, Пятый Принципы, объединённые с Седьмым и слитые в Шестом – осуществлённое Бессмертие).

«Плотное», земное существование является необходимой ступенью в развитии сознания, когда все семь принципов соединены. Земля, с её условиями плотной материальности, имеет значение той последней плотной оболочки духа, которая, будучи преодолённой (т.е. когда в этой плотной материальности дух выходит на свободу самостоятельного бытия), становится трамплином для дальнейшей эволюции, началом подлинно космического бытия сознания.

Как утверждает Тайная Доктрина, существа Ангельских Иерархий не могут избежать этапа человеческой эволюции, ибо только через этап индивидуального самосознания, через накопление индивидуальных заслуг в плотном, физическом мире осуществима полная реализация возможностей духа, его развитие до высшей духовной Индивидуальности.

«…истинное бессмертное Ego, если оно ассимилировалось с двумя высшими принципами, и ложная преходящая Личность, так называемое майявическое или астральное тело, или животно-человеческая Душа, – оба эти принципа должны быть тесно слиты для полного земного существования» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 302).

Семь Принципов человека, соответствующие Семи Духовно-Материальным Планам Космоса, и понятие «монада» как нетленная основа, на которой развивается сознание – фундаментальные явления в понимании сущности и пути развития сознания.

«…Природа (в человеке) должна стать соединением Духа и Материи, прежде чем он станет тем, что он есть; и Дух, сокрытый в Материи, должен постепенно пробудиться к жизни и сознанию. Монада должна пройти через свои минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса проснется в животном человеке. Потому последний до тех пор не может быть назван «человеком», но должен рассматриваться, как Монада, заключенная в вечно-сменяющихся формах» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.2, стр. 56-57).

«…для того, чтобы стать само-сознающим, Дух должен пройти через каждый цикл бытия, кульминируя в высшей точке на Земле, в Человеке. Дух per se есть бессознательная, отрицательная абстракция. Чистота его присуща ему, а не приобретена заслугами; следовательно, как уже показано, чтобы стать высочайшим Дхиан-Коганом, необходимо для каждого Эго достичь полного само-осознания, как человеческого существа, т. е., сознательного существа, синтезированного для нас в человеке» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 249).

Монада есть безличное, единоначальное и вечное зерно, искра духа, «вокруг» которой осуществляется накопление тончайших энергий – что и есть процесс нарастания сознания. «Нужно человечеству подумать, чем оно окутывает свою монаду, чем покрывается это бессмертное зерно» – сказано в Книге «Беспредельность» (часть II, §353).

Т.о. монада – бессмертная часть, основа духовной индивидуальности человека: Атма - Буддхи - Манас (Дух - Духовная Душа - Высший Разум). (Но надо понимать термин монада и как абстрактное, условное обозначение космической единицы, которых бесчисленное множество. Термин монада может быть применён равным образом и к Солнечной Системе).

«Атма ни прогрессирует, ни забывает, ни помнит. Она не принадлежит этому плану. Она лишь Луч Света Вечного, который светит через темноту материи – когда последняя желает это». «Буддхи становится сознательным через нарастания, получаемые им от Манаса, при смерти человека после каждого нового воплощения». «Манас бессмертен, ибо, после каждого нового воплощения, он присоединяет к Атма-Буддхи нечто от себя и, таким образом, ассимилируясь с Монадою, разделяет, ее бессмертие» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 306).

Сознание семерично, поскольку человеческое существо принадлежит Семи Планам. Термин «бессознательное» не может быть правомерным, ибо формы сознания различны на каждом из Семи Планов. И для каждого Плана Сознания реальным является тот его план, на котором он в данное время действует активно.

«Хотя и будучи, сам по себе, совершенно вне предела человеческого понимания или вычисления, этот «огромный агрегат различных состояний сознания» является семеричным, и в своей совокупности состоит из семеричных групп – просто потому, что способность познавания существует в семи различных аспектах, соответствующих семи условиям материи», или семи свойствам или состояниям материи. И потому серия, от одного до семи в эзотерических вычислениях, начинается с первого проявленного принципа, который есть число один, если мы начнем сверху, и число семь, считая снизу или от низшего принципа» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.2, стр. 753).

Как видим, сознание непосредственно связано с Семеричным принципом Космического строения, а также с Манасом, который в своих высших функциях бессмертен, в низших (как интеллект) составляет основу «физического» сознания.

Уровень сознания определяется количеством иерархически восходящих Планов Бытия, с которыми индивидуальность может входить в соприкосновение. Высокий уровень развития сознания отличается возможностями осознанного творчества и на Тонком Плане, и выше – в Высших Мирах – Мире Высшем, Мире Духовном. Агни-Йога учит, что при помощи центров сознания, благодаря которым человек потенциально имеет связь со всеми Семью Планами Бытия, и которые в развитом состоянии (целенаправленное развитие духовности и мысли на пути Служения Общему Благу – Эволюции) делают эту потенциальную возможность реальностью Космического Сотрудничества, человек может достигать непрерывности сознания в Бесконечности, при непрестанно меняющихся условиях материи. Хотя пребывание на земле, в наиболее плотном состоянии материи, даёт иллюзорное ощущение наибольшей реальности именно этого, физического плана бытия и связанного с нм физического сознания. Но расширение сознания даёт человеку широту и единство осознания Планов физического, Тонкого и Высшего. Настоящий этап эволюции человечества предполагает целенаправленное изучение Тонкого Плана, перенесение сознания на План Тонкий и Высший, не теряя устойчивости земного бытия.

Многообразие состояний сознания связано с системой восприятий человека: семь чувств в человеке и природе – семь состояний сознания.

«…как неделимо связаны в древней метафизике разумные существа или, скорее, «разумы» с каждым чувством или функцией, физическими либо умственными. Оккультизм учит, что имеются семь чувств в человеке и в природе, так же как существуют семь состояний сознания, и это подтверждается в том же труде [«Анугита»] в главе седьмой о Пратьяхара (Обуздание и урегулирование чувств, Пранаяма же касается «жизненных ветров» или дыхания). Брахмана, утверждая семь жертву-приносящих священнослужителей (Hotri), говорит: «Нос и глаз, и язык, кожа и ухо, как пятое (или обоняние, зрение, вкус, осязание и слух), ум и понимание, суть семь жертву-приносящих священнослужителей, отдельно стоящих», и которые, «находясь на малом пространстве, (все же) не видят друг друга», на этом чувственном плане, за исключением ума. Ибо ум говорит: «Нос не ощущает запаха без меня, глаз не воспринимает цвета и т. д., и т. д. Я – вечный глава над всеми элементами (т.е., чувствами). Без меня чувства никогда не светят, подобно пустому обиталищу или же огням, пламя которых угасло. Без меня все существа подобны наполовину сухому или наполовину сырому топливу, они не способны постичь качеств или предметов даже при самодеятельности всех чувств».

Это, конечно, касается только разума на чувственном плане (пяти чувств). Духовный Разум, высшая часть или аспект безличного Манаса, не осознает чувств в физическом человеке. Насколько хорошо осведомлены были древние о соотношении сил и со всеми, недавно открытыми, феноменами, умственных и физических способностей и функций, и со многими другими тайнами – можно убедиться, прочтя седьмую и восьмую главу этого неоценимого труда по философии и мистическому знанию. Обратите внимание на спор чувств, относительно их соответствующего превосходства, и избрание ими Брамана, Владыку всех тварей, своим Судьею, «Вы все величайшие и невеличайшие (или выше вещей, как говорит Арджуна Мишра, ни одно не будучи независимым от другого). Вы все обладаете обоюдными качествами. Все являются величайшими в присущих им сферах и все поддерживают один другого. Существует лишь единый неподвижный (дуновение-жизни или дыхание, так называемое дыхание-йоги, и которое есть дыхание Единого или Высшего Я); этот единый есмь Я Сам, собранный в многочисленных (формах)».

Это Дыхание, Глас, Самость или Ветер (Pneuma?) есть синтез Семи Чувств…» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 144).

 

Часть 3

Реальность и Иллюзия

С многообразием состояний и Планов сознания связано понятие Иллюзия (Майя). Каждое из состояний сознания является полной реальностью для индивидуальностей, в данный момент действующих на данном плане.

Так ««Сон, лишенный Сновидений», есть одно из семи состояний сознания, известных в Восточном Эзотеризме. В каждом из этих состояний особая часть ума приходит в действие; или, как это выразил бы ведантист, – человек становится сознательным на другом плане своего существа» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 92).

Воплощённая личность человека настоящей расы воспринимает как наиболее реальное это своё земное состояние, и менее реальным кажется ей состояние личности развоплощённой. Тем не менее на Плане Тонком сознание пребывает в не меньшем ощущении реальности происходящего. И наибольшей Реальностью для сознания обычного современного человека является то, которое соответствует тому плану материи, на котором в данный момент действует. Сознание расширенное владеет большим количеством Планов, чем один. Адепт может сознательно действовать на любом из трёх Планов сознания, и на Степенях Развития – на всех Семи.

Понятие Иллюзия тем не менее охватывает всё проявленное бытие, ибо всё, как утверждает Доктрина Мудрости, что не является постоянным, есть иллюзия, майя. Реален лишь Абсолют, Абсолютное, Неуничтожимое и не имеющее Начала Бытие.

«Вселенная со всем в ней сущим называется Майей, ибо все в ней временно, от мимолетной жизни светляка до жизни Солнца. По сравнению с Непреложностью ЕДИНОГО и с неизменяемостью этого Принципа, Вселенная, с ее мимолетными, вечно меняющимися формами, неизбежно, должна представляться уму философа не более, как блуждающим огоньком. Тем не менее, Вселенная достаточно реальна для сознательных существ в ней обитающих, и которые так же не реальны, как и она сама» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 341).

«Майя или Иллюзия является элементом, входящим во все конечные предметы, ибо все, что существует, имеет не абсолютную, но лишь относительную реальность, так как видимость, в которую облекается скрытый нумен для данного наблюдателя, зависит от познавательных способностей последнего. Для неразвитого глаза дикаря любая картина явится сперва бессмысленным хаосом полос и мазков красок, тогда как воспитанный глаз тотчас же увидит лицо или пейзаж. Ничто не постоянно, за исключением единого, скрытого, абсолютного Бытия, заключающего в себе нумены всех реальностей. Существования, принадлежащие к каждому плану бытия вплоть до высочайших Дхиан-Коганов, являются как бы аналогичными теням, отброшенным волшебным фонарем на бесцветном экране. Тем не менее, все вещи относительно реальны, ибо познающий также есть отражение и потому все постигаемые им вещи являются для него такими же реальными, как и он сам. Какой бы реальностью не обладали вещи, реальность эта должна быть найдена в них до или после того, как они промелькнут, подобно молниеносной вспышке в нашем материальном мире; ибо мы не можем познать подобное существование непосредственно, пока имеющиеся у нас чувства-инструменты могут передавать лишь материальное существование в поле нашего сознания. На каком бы плане наше сознание ни действовало, мы и предметы, принадлежащие этому плану, являемся на это время единственными нашими реальностями. Но, по мере нашего продвижения в развитии, мы постигаем, что в стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности и, что восходящий процесс Эго состоит из целого ряда прогрессивных пробуждений, и каждое продвижение приносит с собою убеждение, что, наконец, теперь, мы достигли «реальности». Но только, когда мы достигнем абсолютного Сознания и сольем с ним наше сознание, только тогда будем мы освобождены от заблуждений, порожденных Майей» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 84).

Эволюция направляет человека к овладению всё более тонкими Планами Бытия. В этом смысле может быть сказано, что эволюция есть поступенное пробуждение сознания ко всё большей Реальности. Можно сказать, что каждая ступень сознания по восходящей шкале – есть большая степень Реальности, и для настоящего этапа человечества – большая «степень» бессмертия, ибо бессмертие для сознания, погружённого в материю и в ней развивающего свои свойства и качества, есть освобождение от оков этой материи, т.е. способность существовать, осознавая Бытие, познавать себя, будучи всё менее обусловленным этой материей. И для восходящего сознания сама материя открывается в своих высших состояниях и возможностях.

«Огонь и пламя разрушают тело Архата, их естество делает его бессмертным» («Bodhimur». Книга II. – цитируется по книге Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 40-41).

 

Часть 4

Великая Жертва – в основе эволюции сознания

Великая Жертва – в основе эволюции сознания. Космический Закон утверждает эволюцию сознания как основанную на Жертве и Ответственности. Космическое творчество есть не только творчество сознательное, но и в сути своей есть творчество Сознаний. Великие Эманации от Первоначального Принципа поэтапно строят всё проявленное Бытие. И суть этих проявлений, становлений сводится к становлению и развитию сознания.

«…единый абсолютный закон, вечно действенный и никогда не ошибающийся, который проходит вдоль тех же линий от одной Вечности (или Манвантары) до другой – непрестанно, являя восходящую лестницу для проявленного или того, что мы называем великой Иллюзией (Маха-Майа), но, с одной стороны, погружая Дух все глубже и глубже в материальность, а затем, искупая его через плоть и освобождая его – этот закон, говорим мы, пользуется для этих целей Существами других и высших планов, людьми или Разумами (Манус) в соответствии с их Кармическими нуждами» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 112).

Итак, два понятия более всего нуждаются в осознании при осмыслении природы и сущности сознания: 1) монада как вечная и неделимая частица Единого Принципа и 2) жертва – как творчество, как инициация, как руководство эволюцией низших ступеней Сознаниями Высших Уровней. Тайная Доктрина раскрывает некоторые тайны эволюции сознания человечества, давая расшифровку многих религиозных символов на основе древних знаний.

«Все прототипы наших рас заключались в Микрокосмическом Древе, которое выросло и развилось внутри и под обширным мировым Макрокосмическим Древом… …среди роскошных ветвей всех этих Мировых Древ обитает «Змий». Но тогда как Макрокосмическое Древо есть символ Змия Вечности и Абсолютной Мудрости как таковой, те, кто обитает в Микрокосмическом Древе, суть Змии Проявленной Мудрости, Единый есть и Всеединый; другие – его отраженные частицы. Конечно, «Древо» есть сам человек, Змий же, обитающий в каждом древе, сознательный Манас, связующее звено между Духом и Материей, Небом и Землею» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 124-125).

Так и понятие «Змия Мудрости» обретает вполне конкретное и величественное содержание, указывающее на явление инициации человеческого сознания Сознаниями Высших. Сознание неотъемлемо от разумности. При спящем Пятом принципе – манасе, причём в его высшем аспекте, развитие, или, точнее, накопление сознания невозможно.

Земля – место наиболее плотной материальности – необходима для развития интеллекта и становления самосознания. Но на определённой стадии человеческой эволюции необходимо было инициировать развитие интеллекта, который бы, подобно мосту, соединил в человеке две параллельно идущих линии эволюции: эволюцию формы и эволюцию духа.

«…истинное бессмертное Ego, если оно ассимилировалось с двумя высшими принципами, и ложная преходящая Личность, так называемое майявическое или астральное тело, или животно-человеческая Душа, – оба эти принципа должны быть тесно слиты для полного земного существования» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 302).

Дух «бессознателен» на низшем плане материи. Самосознающим его делает наличие принципа разума. И хотя «движущий Материей Nous, оживотворяющая Душа, присущая каждому атому» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 97), хотя Энергии Логоса – как суммы Творящих Иерархий присутствует в каждой «точке» Пространства и наполняет каждую мельчайшую частицу Бытия, сознание человеческое может развиваться лишь через ступень самосознания («я есмь я»), и это развитие самосознания нуждается в энергии размышляющего разума. Жертвою Высших Сознаний, воплотившихся на Земле, человечество было одарено разумом, и тем обрело возможность безграничного роста сознания. Теперь ничто, кроме собственной воли человека не препятствовало развитию его сознания до степеней высших, до Абсолюта.

«Как сказано в тексте Комментария XIV:

«Изначала Бытия подобное рождает подобное и ничего другого, и эволюция, с ее ограниченными и условными законами, наступает позднее. Само-Сущие» именуются «Творениями», ибо они появляются в Луче Духа, проявленном через мощь, свойственную его нерожденной Природе, которая вне Времени и [ограниченного или условного] Пространства. Произведения земные, одушевленные и неодушевленные, включая и человечество, ошибочно названы творением и тварями; они суть развитие [эволюция] Разъединенных Элементов».

Дальше:

«Небесный Рупа [Дхиан-Коган] создает [человека] по образу своему: это есть духовная идеация, следствие первой дифференциации и пробуждения мировой [проявленной] Субстанции; эта форма есть идеальное Само-Отображение; и это есть Человек Первой Расы».

Чтобы выразить это еще яснее, ограничивая объяснение лишь нашею Землею, обязанностью первых «дифференцированных» Ego – церковь называет их Архангелами – было сообщить Первичной Материи эволюционный импульс и направить ее творческие силы к образованию ее произведений. На это именно и намекают изречения, как восточной, так и западной традиции – «Ангелам было указано творить»» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 302-303).

«Именно …благодаря Лучезарным Архангелам, Дхиан-Коганам, которые отказались создавать, ибо они хотели, чтобы человек стал своим собственным творцом и бессмертным Богом – люди могут достигать Нирвану и Пристань небесного Божественного Покоя» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 307).

Кроме того, тайна создания на земле преемственной Линии Адептов – Архатов, взявших на себя ношу руководства дальнейшей эволюцией человеческого сознания, также связана с Великой Жертвою Представителей Высшей Эволюции человечеству.

«Чтобы изучающий мог правильно понять полное значение Падения – столь мистичного и трансцендентального в его настоящем значении – следует тотчас же сообщить ему подробности, предшествовавшие этому, ввиду того, что современная теология сделала из этого происшествия ось, вокруг которой вращаются самые губительные и нелепые догмы и верования.

Архаические Комментарии, как может припомнить читатель, объясняют, что из Воинства Дхиани, для которых наступила очередь воплотиться, как Ego бессмертных, но лишенных разума на этом плане, Монад – некоторые «подчинились» (Закону Эволюции), как только люди Третьей Расы стали физиологически и физически готовыми, то есть, когда произошло разделение полов. Они были теми первыми сознательными существами, которые, добавив теперь сознательное знание и волю к присущей им божественной чистоте, «создали» посредством Крияшакти полу-божественного человека, который стал на Земле семенем будущих Адептов» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.2, стр. 284-285).

«До того времени, когда Мудрость, в образе воплощающихся Духов Махата, спустилась с небес, чтобы оживить и пробудить Третью Расу к действительной сознательной жизни – человечество, если только оно могло быть названо так в его животном, лишенном разума состоянии, конечно, было осуждено на моральную, так же как и на физическую смерть. Говоря об Ангелах, павших в зарождение, их называют метафорически Змиями и Драконами Мудрости. С другой стороны, если рассматривать христианского Спасителя в свете Логоса, то можно сказать, что он, подобно Кришне, как человек или же как Логос, спас тех, кто верили в Сокровенные Учения, от «вечной смерти» и победил Царство Тьмы или Ада, как делает это каждый Посвященный. Это есть человеческая, земная форма Посвященных и также – потому что Логос есть Христос – тот «принцип» нашей внутренней природы, который развивается в нас в Духовное Ego – Высшее Я, – образующееся из нерасторжимого слияния Буддхи, шестого принципа, с пятым, духовным расцветом Манаса. Логос является пассивной Мудростью в Небесах и сознательной, самодеятельной Мудростью на Земле» – так учат нас. Это есть бракосочетание «Небесного Человека» с «Девою Мира» или природою, как это описано в Пэмандре; результатом которого является потомство их – бессмертный человек» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.2, стр. 288-289).

«Неправильно говорить о Христе, – как это делают некоторые теософы, – как о Буддхи, шестом принципе в человеке. Последний сам по себе является пассивным и латентным принципом, духовным Носителем Атма, неотделимым от проявленной Всемирной Души. Только в объединении и в сочетании с Само-сознанием становится Буддхи Высшим Я и Божественной и распознающей Душой. Христос есть седьмой принцип» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.2, стр. 288).

Почитание Высшего Начала является основой эволюции сознания. И в самой глубине природы человеческого духа заложено стремление к «Отцу - Огню», и почитание Иерархии Света – Высших Сознаний, стоящих на страже эволюции человечества и одаривших это человечество частицей своей Мудрости, Своей Природы. Человечество неразрывно связано с этими Величайшими. И на нынешней ступени развития интеллекта и знания – только ощущение сердца и открытие в нём этого священного огня – единого с Огнём Высших Создателей человека – откроет человечеству перспективы небывалого прежде расцвета.

«…при самом начале этой земной Расы психический и физический рассудок находился в еще спящем состоянии, и сознание было еще не развито, потому и духовные представления его были совершенно не связаны с окружающей их физической обстановкою; что божественный человек обитал в своей животной – хотя внешне человеческой – форме; и что если в нем и был инстинкт, то не было само-сознания, чтоб осветить темноту латентного пятого принципа. Когда Владыки Мудрости, движимые законом эволюции, вселили в него искру сознания, то первое чувство, которое оно пробудило к жизни и деятельности было чувство солидарности, единства с его духовными творцами. Подобно тому, как первое чувство ребенка принадлежит его матери и кормилице, так и первые устремления пробуждающегося сознания в примитивном человеке были к тем, чей элемент он чувствовал в себе, и кто были, тем не менее, вне его и независимы от него. Благоговение выросло, именно, из этого чувства и сделалось первым и главнейшим двигателем в его природе; ибо это единственное чувство, которое является естественным в его сердце, врожденным в нем, и которое мы одинаково встречаем, как в ребенке, так и в детенышах животных» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 268-269).

Эволюция сознания основана на Жертве. И жертву должно понять многообразно. Прометеев Дар – разум и самосознание требует от человека отделения своей высшей природы от природы низшей – т.е. сознательного труда освобождения духа от оков материи.

«…мы не можем видеть даже с помощью лучших телескопов то, что находится вне нашего мира материи. Только те, кого мы называем Адептами, знающими как направить свое ментальное зрение и перенести свое сознание – физическое и психическое – на другие планы существования, могут говорить авторитетно на подобные темы. И они говорят нам ясно:

«Следуйте образу жизни, необходимому для приобретения такого знания и сил, и Мудрость станет вашим естественным достоянием. Когда вы будете в состоянии согласовать ваше сознание с одной из семи струн «Мирового Сознания», струнами клавиатуры Космоса, вибрирующими от одной Вечности до следующей; когда вы хорошо изучите «Музыку Сфер», только тогда вы станете вполне свободными поделиться вашим знанием с теми, кому безопасно доверить. До тех пор, будьте осторожны. Не выдавайте великих истин, являющихся наследием будущих Рас, нашему настоящему поколению. Не пытайтесь раскрыть тайну Бытия и Не-Бытия тем, кто не в состоянии видеть скрытый смысл семиструнной лиры Аполлона, лиры лучезарного бога, в каждой из семи струн которой пребывает Дух, Душа и Астральное Тело Космоса, и лишь оболочка которого находится сейчас в руках современной науки...»» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина», Т.1, стр. 221).

 

Часть 5

Личная ответственность человека за эволюцию сознания

индивидуального и общечеловеческого

Чем было явление основанного Е.П. Блаватской Теософского Общества, как не созданием нового устоя и маяка духовного знания, знания о природе человека, с целью дальнейшего развития сознания человечества? Чем явилось для человечества «Тайная Доктрина», «Разоблачённая Изида», позже Учение Живой Этики – как не Учением о развитии сознания – главной цели человечества на земле. Наступил срок – и каждый ответственен за дальнейший путь и дальнейшую судьбу человечества, связанную именно с уровнем, качеством развития сознания. От индивидуально-личного сознания – к сознанию Общинника. От самости – к Единству, от сознания личного – к сознанию духовной индивидуальности.

Сознание непосредственно связано с мышлением, с разумом. Мышление обыденное «привязывает» сознание к «земле» – т.е. к трём низшим принципам. Мышление возвышенное, утверждая синтез разума (Манас), высшей Души (Буддхи) и Единого Начала Духа (Атма), составляет основу достижения реального бессмертия – непрерывность сознания, непрерывность развития, и соответственность следствия ступени Космического Сотрудничества, к которому человек призван.

Теософское Общество утвердило принципы альтруизма и всечеловеческого Братства, дав тем самым прочный фундамент знаний о Братстве Высшем. Так заложено основание для развития нового сознания человечества, в основе которого мышление иного, необыденного плана, мышление, связующее мир земной и Высший, Планы физический, Тонкий и Духовный.

Так, человек имеет три «двойника»; который же из них является носителем сознания?

Первый, низший «двойник» – линга шарира, или «протееподобное», или «пластическое тело» не является носителем сознания. Он есть «тень», которая при жизни является энергетическим двойником человека…

Второй вид – это «тело «мысли» или, скорее, тело воображения… В течение жизни оно является но­сителем как мысли, так и животных страстей и же­ланий, вбирая в себя и низший земной манас (рас­судок), и каму (элемент желания). Этот род «двой­ников» двойствен в своей потенциальности и пос­ле смерти физического тела превращается в то, что на Востоке называют бхуты, или кама-рупа, но что более известно теософам как «привидение»…» (Е.П. Блаватская «Астральные тела и двойники» / Астральные тела и двойники. Сборник. – М., 2000, - С.51).

Третий вид – это «истинное Эго, именуемое на Востоке «телом причинности», трансгималайская традиция его всегда называла «кармическим телом», что одно и то же. Поскольку карма, или действие, является причиной, вызывающей череду бесконеч­ных перерождений, или «перевоплощений». Это не Монада и даже не сам Манас, однако оно неразрыв­но связано с ними и состоит из Монады и Манаса в дэвакхане» (Е.П. Блаватская «Астральные тела и двойники» / Астральные тела и двойники. Сборник. – М., 2000, - С.52).

«…в действительности эти три «двойника» предста­вляют собой три аспекта, или состояния, единого целого: наиболее материальная его часть исчезает вместе со смертью физического тела, средняя — продолжает самостоятельную, хотя и не вечную жизнь в стране теней, третья – бессмертна на про­тяжении всей манвантары, пока нирвана не поло­жит конец ее существованию» (Е.П. Блаватская «Астральные тела и двойники» / Астральные тела и двойники. Сборник. – М., 2000, - С.52).

Т.о. сознание бессмертной индивидуальности связано с третьим аспектом формы, высшим. Следовательно, необходимо целенаправленное развитие высокого мышления - чувства, накопление духовности для того, чтобы сознание нарастало в своём высшем, не подверженном уничтожению элементе.

Манас, разум должен развиться в своём высшем аспекте – как разум, основанный на духовном чувстве.

«…«мысль-энергия», или аспект майяви-рупа («тела иллюзии»), после смерти физического тела полностью растворяется в при­чинном теле или сознательном, мыслящем Эго. Жи­вотные элементы, или энергия желания «тела во­ображения», впитав в себя после смерти все то, что было собрано в течение жизни (благодаря ненасыт­ному стремлению жить), т.е. как всю астральную жизнеспособность, так и впечатления от физических действий и мыследеятельности, накопившихся за время обладания бренным телом, формирует «при­видение», или кама-рупу. Нашим теософам доста­точно хорошо известно, что после смерти высший Манас соединяется с Монадой и переходит в дэвакхан, в то время как отбросы низшего манаса, или животного ума, идут на образование этого приви­дения. В нем есть жизнь, но вряд ли — сознание, разве что — чужое, когда оно попадает в поток медиума» (Е.П. Блаватская «Астральные тела и двойники» / Астральные тела и двойники. Сборник. – М., 2000, - С.52).

«В сво­ем потенциале разум двойствен: он одновременно и физический и метафизический. Высшая часть разума связана с духовной душой, или Буддхи, низ­шая — с животной душой, с камой. Есть люди, которые никогда не используют высших способно­стей своего ума; тех, кто это делает, — меньшин­ство, и потому они стоят как бы особняком (если не сказать — выше) от остальной массы человече­ства. Такие люди даже самые ординарные вопросы будут рассматривать с высшего плана. Особенности характера человека, способности, которыми он об­ладал в предыдущей жизни, а иногда и физическая наследственность определяют, какой именно «прин­цип» разума определяет процесс мышления. Вот почему материалисту, у которого потенциальная способность к метафизическому мышлению полно­стью атрофирована, так сложно мыслить высшими категориями; и наоборот, духовно развитому от природы человеку так тяжело примириться с низ­ким уровнем грубой, вульгарной мысли. В значи­тельной степени этим определяется оптимистиче­ский или пессимистический взгляд человека на жизнь» (Е.П. Блаватская «Астральные тела и двойники» / Астральные тела и двойники. Сборник. – М., 2000, - С.53).

Привычку думать, используя высший разум можно обрести «только ценой непоколебимой решимости, твердостью духа и готовностью к огромному са­мопожертвованию. Тем, кто наделен этими спо­собностями от рождения, конечно, намного легче добиться успеха. Ведь один человек способен раз­глядеть поэзию даже в капустной грядке или в свиноматке с поросятами, а другой и в самых воз­вышенных вещах увидит только их низший ма­териальный аспект, будет смеяться над «музыкой сфер» и потешаться над наиболее утонченными идеями и философиями. Это различие обусловле­но врожденной способностью разума мыслить ли­бо на высшем, либо на низшем уровне с помощью астрального (если вкладывать в этот термин тот смысл, которым наделял его Св. Мартин) или фи­зического мозга. Большие интеллектуальные спо­собности зачастую указывают не на наличие, а на отсутствие способностей к духовному и истинному восприятию, примером тому служат подавляющее большинство великих ученых. Не обвинять мы их должны, а пожалеть» (Е.П. Блаватская «Астральные тела и двойники» / Астральные тела и двойники. Сборник. – М., 2000, - С.54).

 

 

 

К оглавлению

 

 

 

 



Сайт управляется системой uCoz