ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА» – ОСНОВА НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НОВОЙ ЭПОХИ

 

 

М.В. Гореликова, А.В. Василевский

«ТАЙНАЯ ДОКТРИНА» О ФИЛОСОФИИ

 

«Истинное знание – мука, ложное знание – мякина.

Если хочешь ты питаться хлебом Мудрости,

замеси его на чистых водах бессмертия…»

Е.П. Блаватская «Голос Безмолвия»

 

Каждый становящийся мыслитель должен явить своё понимание истины. «Нет Муни, который не имел бы собственного мнения» (Махабхарата). Но искание Истины предполагает уверенность в существовании Истины. Испытание Истины не есть сомнение в Истине. Если искание и испытание Истины есть огненные процессы жизни мысли, то сомнение – это разложение мысли. Именно сомнение в существовании Истины Бытия, в возможности единого философского знания – стройной системы Знаний о Бытии и человеке, дающем ей право называться высшей наукой, – разрушило европейскую философию, а точнее, не дало ей состояться. «Что незыблемо, кроме нескольких законов диалектики?» (заметим, единственного островка положительного знания в современной философии) – восклицают современные софисты. И многие идут дальше: «философия есть философствование, не знание, а процесс искания и процесс мышления» (!!) – эта циничная формула усердно вбивается в молодые головы. Подобные утверждения звучат на философских собраниях (конференциях, конгрессах…) настолько часто, что стали едва ли не общепризнанными. И даже великая формула Сократа о необходимости глубины Познания, формула относительности Познания («Я знаю, что ничего не знаю, но они не знают даже этого»), многими понимается как утверждение релятивизма. Отсюда тот эклектический набор мнений и противоречащих друг другу концепций, составляющий собрание хрестоматийной философии двух последних веков и не оставляющий в душах изучающих ничего, кроме разочарования и намерения найти выход для ищущего ума в религии или в позитивизме.

Современные последователи софистической, удачно, эффектно (и, естественно, безответственно) «рассуждающей» философии откровенно признаются даже в отсутствии целей в своих рассуждениях1, в отличие от классической западной философской мысли, которая, хотя и отвергала Древнюю Мудрость, но всё же стремилась к созданию концепций Бытия и Человека. Сегодня можно наблюдать уже полное торжество концепции «рассуждение ради самого рассуждения», т.е. последнюю песнь развращённого интеллекта2, о чём не раз писала Е.П. Блаватская в своих статьях, прогнозируя всё больший спад философского мышления3.

_____________________________________

1Один философ (очень популярный сегодня) в последней из своего цикла лекций, посвящённых мысли, заявляет, что глубоко ошибаются те, кто думает, что он (лектор) знал, о чём он будет говорить и что хочет сказать (!!). В другой своей работе («Введение в философию») он признаётся, что не может объяснить, что такое философия, и что значит «заниматься философией» – его «профессиональной обязанностью»! Подобные утверждения – настоящий гимн спасительному релятивизму; спасительному – ибо релятивизмом можно оправдать любые взгляды, или, чаще всего, полное их отсутствие.

2Человек иерархично устроен, и интеллект является инструментом, но не сущностью человека; действия интеллекта должны быть подчинены высшим, духовным уровням сознания человека. Интеллект развращён, когда не проникнут энергиями духа, не преследует духовные цели, а занимается действиями ради действия, что является его самоублажением, и в конечном итоге ведёт к разложению.

3Ещё Г.В.Ф. Гегель, констатируя деградацию философии, писал: «…какой предмет более возвышен для познания, чем сама истина? – Однако… [утверждают, что] …цель познания  истины – это, мол, нечто такое, от чего, как известно, отказались, с чем давно покончили, и что недостижимость истины – это, дескать, нечто общепризнанное также среди профессиональных философов и логиков! – Но если в наше время  вопрос о ценности вещей, взглядов и поступков, который ставит религия и который по своему содержанию имеет тот же смысл, все более отвоевывает обратно свое право на существование, то философия должна, конечно, надеяться, что уже не будут считать столь странным, если она снова, прежде всего в своей непосредственной области, будет настаивать на своей истинной цели и, после того как она опустилась до уровня других наук по своим приемам и отсутствию заинтересованности в истине, будет вновь стремиться подняться к этой цели» (Гегель «Наука логики», Книга III, Предисловие).

 

Но подлинная философия будет возрождена. Ничто в наш век так не нуждается в защите, как философия; все разрушительные следствия развития цивилизации будут только приумножены, если не поднимется философская мысль, подавленная грубыми энергиями мчащейся к своему концу технократической цивилизации. Попрание Закона Культуры – как основы всех форм развития общества: социального, экономического, политического, все агрессивные тенденции настоящего времени – не что иное как прямое следствие подавленности философского знания, и соответственно – падения просвещённости общества. Но не будет длительным незнание и нежелание знать о Единых Законах Бытия, равно управляющих Процессами Бесконечного Космоса и жизнью человечества, Законах, безмолвно стоящих за каждым частным физическим законом. «Безмолвно» – до тех пор, пока чаша негативной кармы от непросвещённой человеческой деятельности, упорно развивающейся в направлении нарушения космического Равновесия, не окажется переполненной. Только философия, имеющая самые необходимые человечеству Знания, даёт возможность сделать первый шаг в направлении Истины Жизни и, соответственно, шаг к достижению Справедливости на земле4.

_____________________________________

4По Платону, экономика, политика, так же как и этика – аспекты практической философии, основанной на философии теоретической (т.е. на знании Сущего). Именно подмена философии софистикой и явилась тем антиэволюционным фактором, из-за которого вся человеческая деятельность на земле оказалась крайне сдвинутой в направлении попрания всех законов Справедливости!

 

Основная Идея, на которой философия может быть возрождена – это Идея существования положительного Философского Знания о Бытии, Знания Единого, хотя и многоаспектного, неисчерпаемого и глубокого – Беспредельно. В этом смысле Истина – Единый Предмет философского знания – давно обретена Великими Искателями и достижима для каждого, кто способен, сбросив путы эгоизма, с чистым сердцем последовать за Лучом Её Единого Света.

Единые Законы Бытия существуют, и глубокое выражение их в формулах Знания является одновременно философией, наукой и поэзией, – таково единое Учение, частью которого является «Тайная Доктрина».

Тайная Доктрина проводит чёткую разделительную линию между мудростью земной, мудростью интеллекта, и мудростью Небесной – Знанием, основанным на духовной проницательности, обретаемом посредством духовных инструментов познания. Между знанием профана, основанным на показаниях рассудка, и Знанием Просветлённого – пропасть, которая может быть преодолена только путём расширения сознания – распространения его на Мир Незримый (План Причинности). «…в нашу эпоху грубого и анти-логичного материализма, одна лишь Эзотерическая Философия способна противостоять повторным нападкам на все то, что человек считает самым дорогим и сокровенным в своей внутренней духовной жизни» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 4)5.

_____________________________________

5Все цитаты из первых двух Томов «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской приводятся по рижскому изданию 1937 года – в переводе Е.И. Рерих.

 

Явление Закона как сокрытой Гармонии Жизни пронизывает Пространство Бытия сверху донизу. Подобно Лучам Солнца, Закон освещает Бытие, скрепляет Бытие и направляет. Миры «нанизаны» на «нить» Закона, Закон есть Причинность Бытия, его цель и его сущность. Поэтому всякий, называющий себя философом, но отвергающий наличие в философии фундаментального Знания, – либо нечестен, либо слеп.

Тайная Доктрина утверждает: Философия – есть Величественное и точное Знание – Знание о Законах и Сущности Жизни, о Законах развития сознания и духа – единых в Беспредельности. Все процессы зарождения, развития, созидания в Космосе и человеке, подлежат Законам, и каждое явление энергии, силы, сознания – подлежит изучению как частное выражение Единых Законов. И потому познание философии есть величайшее из всех видов познания. Но Знание в полноте является Знанием Сокровенным, ибо охватывает и те области Бытия, которые доступны лишь высшим уровням человеческого сознания. «Только Носитель тонких энергий может воспринять наивысшую Истину» («Беспредельность» I, 287). Познание Бытия в единстве зримого и Незримости опирается на Знания, добытые трудом поколений Посвящённых, и на духовную интуицию, образно говоря, на открытые очи духа, – на высшее мышление, видение, основанное на действии открытых и огненно преображённых центрах сознания. Потому подлинное Познание всегда идёт рука об руку с развитием духовным – т.е. возможно лишь на пути Духовного Ученичества.

Эзотерическая философия содержит точные знания о всех фундаментальных явлениях Бытия. Понятия Материя, Дух, Сознание, Пространство, Время, Движение явлены в Системе Тайной Доктрины как предмет точного Знания, устремлённого к Корню-Основе Жизни. «Материя философов Востока не есть «материя» и Природа западных метафизиков. Ибо что есть Материя? И прежде всего, что есть наша научная философия, как не то, что справедливо и вежливо было определено Кантом, как «наука о пределах нашего знания»? К чему привели все многочисленные попытки науки связать, соединить и определить все феномены органической жизни лишь простыми физическими и химическими проявлениями? Обычно к спекуляции – простым мыльным пузырям, которые лопались один за другим, прежде чем ученые имели возможность открыть истинные факты. Все это могло быть избегнуто и прогресс знания продвигался бы гигантскими шагами, если бы только наука и ее философия воздержались от принятия гипотез, основанных только на одностороннем знании их «Материи»» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 201).

Подлинных философов за всю историю человечества было немного, хотя множество так себя именовало. Подлинная философия основана на Знании, которое едино, системно и преемственно. И потому все подлинно великие философы учили Единой философской Доктрине, лишь выявляя и акцентируя разные её аспекты. Великий геометр – Пифагор, великий Певец Огненных Сущностей Бытия – Идей – Платон, ясновидец Якоб Бёме… врачующий философ – Парацельс, устремлённый к Дальним Мирам Джордано Бруно… Сколько величественных Страниц, Глав Единого Философского Знания…

«…св. Иаков различал два вида мудрости; и мы полностью согласны с его учением. Он проводит жесткую разделительную линию между божественной, или поэтической "софией" (мудростью свыше) и земной, психической и дьявольской мудростью (III, 15). Для истинного теософа мудростью является только первая. Он мог бы сказать то же, что и св. Павел, говоривший, что мудрость принадлежит исключительно тем, кто "совершенен", то есть тем, кто посвящен в мистерии или по крайней мере знаком с основами священных наук. …он говорит …не о "мудрости века сего", а об истине, или о "премудрости тайной, сокровенной ... которой никто из властей века сего не познал" ["Первое послание к коринфянам", II], а тем более – властители нашей современной науки. Однако, что касается "психической" мудрости, которую Иаков определяет как земную и дьявольскую, то она существовала во все века, со времен Пифагора и Платона, когда на одного философа приходилось девять софистов, и вплоть до наших дней. Наш век приветствует такую мудрость, и на самом деле он имеет на это полное право. Кроме того, это одежда, которую легко натянуть на себя; и никогда не было такого времени, когда вороны отказывались бы нарядиться в павлиньи перья, если предоставлялась такая возможность» (Е.П. Блаватская «Двойной аспект мудрости»).

Никогда подлинная философия не унижала себя компромиссами6. Философское Знание – источник и опора всех высших идеалов человечества. Софизм всегда противостоял Философии, ему не нужна Истина. Ибо Корень Истины – в Мире Духа, софистам же нужно удобство в мире земном. Аристотель не был софистом, но и не обладал достаточной проницательностью, чтобы понять Учение Платона – Философа-Посвящённого. «Мудрость земная» заслонила нынешней цивилизации Мудрость Небесную. Аристотелева мудрость завоевала множества, Платонова осталась для немногих. Эти немногие и сегодня составляют меньшинство, способное изучать Тайную Доктрину – часть Единой Философской Системы, стройное здание которой веками, тысячелетиями возводилось Братством Посвящённых: Мудрецов - Ясновидцев, Исследователей Бытия в его Глубоких Основах и Дальних Пределах.

_____________________________________

6Из речи Сократа на суде: «…ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-либо другому не следует избегать смерти всякими способами без разбора. … От смерти уйти нетрудно, о мужи, а вот что гораздо труднее – уйти от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем смерть» (Платон «Апология Сократа»).

 

Тайная Доктрина – точное Знание, построенное на исследовании и опыте. «Тайная Доктрина есть накопленная Мудрость Веков, и уже одна ее Космогония является самой изумительной и разработанной из всех систем, даже в такой затемненной форме, как в экзотеризме Пуран. Но такова таинственная мощь оккультного символизма, что факты, которые в действительности потребовали бесчисленных поколений посвященных ясновидцев и пророков, посвятивших себя координированию, записыванию и пояснению их в течение ошеломляющих серий эволюционного прогресса, все эти факты запечатлены на нескольких страницах геометрических знаков и глифов. Пылающий взор этих ясновидцев проникал в самое ядро материи и находил душу вещей там, где обыкновенный непосвященный наблюдатель, как бы ни был он учен, заметил бы лишь внешнюю работу формы. Но современная наука не верит в «душу вещей» и, следовательно, отбросит всю систему древней космогонии. Бесполезно говорить, что рассматриваемая здесь система не есть измышление одного или нескольких отдельных личностей, но представляет из себя непрерывающуюся запись многих тысячей поколений ясновидцев, соответствующие опыты которых должны были исследовать и проверять традиции, передаваемые устно от одной ранней Расы к другой, традиции учений, данных высшими и высочайшими Существами, охранявшими младенчество человечества; также, что на протяжении долгих веков «Мудрые Люди» Пятой Расы – Мудрецы, находившиеся среди спасенных от последнего Катаклизма и изменения материков – проводили свои жизни, не уча, но учась. Как выполнили они это? Ответ: сличая, исследуя и проверяя во всех отделах Природы традиции древности путем непосредственных видений, прозрений великих Адептов, т. е., людей, развивших и усовершенствовавших свои физические, ментальные, психические и духовные организмы до крайних пределов. Ни одно видение лишь одного какого-либо Адепта не принималось, пока оно не было проверено и подтверждено видениями других Адептов – полученными так, чтобы явиться независимым свидетельством – и веками опытов.

…Основной закон в этой системе, центральная точка, из которой все возникает, вокруг которой и к которой все тяготеет и на которой висит вся ее философия, есть Единая, Однородная, Божественная СУБСТАНЦИЯ-ПРИНЦИП, Единая Начальная Причина» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 339-340).

Для познания Истины необходима не только искренность стремления, но открытость органов высших восприятий – действие высших центров сознания. В таком познании нераздельны исследовательская способность духа и его магнетическая устремлённость к Началу Наивысшему. Подлинное Постижение Истины основано на духовном устремлении. Дух и разум едины в подлинном философском познании. И «Эволюция Бого-понятия идет рука об руку с умственной эволюцией человека. И это настолько верно, что благороднейший идеал, до которого может подняться религиозный дух одного века, покажется лишь грубой карикатурой философскому уму последующей эпохи! Сами философы должны были быть посвящены в мистерии познавания, прежде чем они могли усвоить правильную мысль древних об этом чрезвычайно метафизическом предмете. В противном случае – без такого посвящения – для каждого мыслителя существовала бы граница – «до сей черты и не дальше», начертанная его собственными умственными способностями, так же четко и безошибочно, как и предел прогресса каждого народа или расы в его цикле, налагаемый законом Кармы. Вне Посвящения крылья современной, религиозной мысли навсегда осуждены остаться подрезанными, и она не будет в состоянии вознестись ввысь; ибо идеалисты, так же как и реалисты и даже свободомыслящие, являются лишь результатом или естественным продуктом соответствующих веяний и окружающей их среды. Идеалы каждого из них есть лишь неизбежные результаты их темпераментов и проявление той степени умственного прогресса, которая достигнута данной нацией в своей совокупности. Потому, как уже было отмечено, высочайшие полеты современных западных метафизиков остались далеко ниже истины. Большинство из агностических текущих теорий о существовании «Первопричины» не более, нежели скрытый материализм – разница лишь в терминологии» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 403).

Познание высшее, коим является философия, – осуществляется на высших уровнях сознания человека. Истина есть Дух, Истина – Свет; Дух познаётся духом, Свет познаётся Светом.

«Я, состоящее из знания, есть Брахман» (Веданта-сутра).

«Индивидуальная душа (Атма) вечна, Она не создана…»

«Природа индивидуальной души – разум. По этой самой причине (что она не создана), индивидуальная душа есть сам разум».

«Поскольку божественная мудрость растворена в бесконечной вселенной, и наше безличное ВЫСШЕЕ ЭГО, является ее неотъемлемой частью, то атмический свет последнего может быть сконцентрирован только в том, что, будучи вечным, в то же время индивидуализировано – то есть в ноэтическом принципе, проявленном Боге внутри каждого разумного существа, или нашем высшим манасе, едином с буддхи. Именно этот коллективный свет представляет собой "мудрость, данную свыше"» (Е.П. Блаватская «Двойной аспект мудрости»).

Духовные способности должны быть развиты, прежде чем человечество способно будет в полноте внять Истине. Нравственное и духовное развитие должно уравновесить развитие интеллекта. Разум должен обрести духовный свет, т.е. стать тем, чем он должен быть в человеке – вполне развитой исследовательской возможностью духа.

«В «Разоблаченной Изиде» мы писали то, что мы повторяем сейчас: «Мы находимся на самой низкой точке Цикла и очевидно в переходном состоянии». Платон подразделяет умственный прогресс Вселенной, в течение каждого Цикла, на плодоносный и бесплодный периоды. …во время бесплодных периодов …духовное зрение большинства человечества настолько ослепляется, что оно утрачивает всякое понятие о высших способностях своего Божественного Духа. Мы находимся в бесплодном периоде; восемнадцатое столетие, во время которого так безудержно распространилась злостная лихорадка скептицизма, породило неверие, которое оно передало, как наследственную болезнь, девятнадцатому столетию. Божественный разум затуманен в человеке, и «философствует» лишь его животный мозг. И занимаясь лишь философствованием, как может он понять «Доктрину Души»?» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.2, стр. 95-96).

Е.П. Блаватская часто употребляет понятие «человек внутренний», т.е. духовная индивидуальность – подлинный человек в человеке – носитель нетленных накоплений сознания7.

_____________________________________

7Заметим, что Платон, как и Плотин, так же термином «человек внутренний» обозначали тот План опыта познания и те способы познания души, на которых она соприкасается с Истиной. Не внешний человек – физическая личность, но «человек внутренний» – странник в Вечности, перевоплощающееся Эго – объект и субъект философского познания.

 

 «Разум является двойственным по своим возможностям: физическим и метафизическим. Высшая часть разума связана с духовной душой, или буддхи, а низшая — с животной душой, принципом камы. Есть люди, которые никогда не используют высшие способности своего разума, а те, кто использует их, составляют меньшинство и находятся вне, если не выше, по отношению к среднему человеку. Такие люди мыслят даже в этом высшем плане об обыденных вещах. Характерные особенности личности определяются тем, по какому принципу работает его разум, а также его способностями в предыдущей жизни и иногда его физической наследственностью. Вот почему так трудно для материалиста – у которого метафизическая часть мозга полностью атрофирована – подняться, а для того, кто естественным образом мыслит духовно наоборот, спуститься на уровень вульгарного мышления в рамках реальной действительности. Оптимизм и пессимизм так же в большой степени зависят от этого. …Как же это бывает, что один человек видит поэтическое в капусте или свинье с маленькими поросятами, тогда как другой видит в самых возвышенных вещах их самый низший, наиболее материальный аспект, смеется над "музыкой сфер" и издевается над самыми возвышенными концепциями и философскими идеями? Это различие зависит просто от врожденной способности ума думать в высшем или в низшем плане, при помощи астрального (в том смысле, который придает этому слову св. Мартин) или физического мозга. Значительные интеллектуальные силы часто являются не доказательством, но препятствием для духовных и истинных концепций, свидетельством чего является большинство великих людей науки. Мы должны скорее пожалеть их, чем осуждать» (Е.П. Блаватская «Об астральных телах, или доппелгенгерах»).

Современная философская мысль развивается как интеллектуальные попытки осмыслить и систематизировать явления, при том, что уровни Причинности остаются сокрытыми от философствующего. Великий Платон писал именно о Причинном Плане, писал точно, ярко, но большая часть его Учения по сей день многими воспринимается как поэтический вымысел, лишь как один из множества взглядов на сущность жизни. Между тем, указание на Иерархические уровни Бытия (Идеи, Эйдосы) является важнейшим философским Знанием. Платонова «идеология мощи мысли» открыла ряд важнейших законов, утверждающих неограниченную мощь мысли, когда она созвучна Истине. Мысль в её высших уровнях утверждена как главное орудие созидания на всех Планах Бытия, качество мысли – как определяющая энергия Бытия.

Диалектика Платона – это утверждение проницательного, духовного мышления, способности движения мысли к «первоначалам», к «сущности любого предмета». Поэтому диалектическое мышление суть поворот от теней к образам, к свету, действие разума, устремлённого и не отступающего, «пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага» (Платон «Государство»), поэтому упражнение в философии и в её высшей части – Диалектике – есть «освобождение от оков». Платон называет философское мышление мышлением, устремлённым к наивысшей причинной области бытия. Необходимо «различать между истинной причиной и тем, без чего причина не могла бы быть причиною» (Платон «Федон»).

Дальнейшее углубление в законы мыслетворчества явлено в Учении Живой Этики – Учении Новой Эпохи, обращённом к высшим человеческим способностям и зовущем к практическому Огненному познанию и творчеству.

«Следы великого мыслетворчества зафиксированы на слоях Акаши. Можно убеждаться, насколько заполнено пространство всеми видами творчества Великих Зодчих. Под потоком мощной мысли рождаются множества форм» («Надземное», 108).

«Нужно понять эти океаны мыслей, которые рождают музыку сфер» («Аум», 137).

Подлинная философия не противостоит религии, ибо внимание философа устремлено к Единой Причине – Истоку Бытия, и к высшим уровням Бытия. Основа философского Знания – есть стройная система Законов, эманирующих из Единого Высшего Начала и являющихся Основой всей проявленной жизни. Подлинная философия примиряет все религии, ибо утверждает принципиальное единство их Корня.

«Истинный философ, изучающий Эзотерическую Мудрость, совершенно освобождается от личностей, догматических верований и особых религий. Кроме того. Эзотерическая Философия примиряет все религии и, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, человеческую, указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии. Она доказывает необходимость Божественного и Абсолютного Принципа в Природе. Она также не отрицает Божество, как и Солнце. Эзотерическая Философия никогда не отвергала «Бога в Природе», так же, как и Божество, как абсолютную и абстрактную Сущность. Она только отказывается признать богов, так называемых монотеистических религий, созданных человеком по образу и подобию своему, святотатственных и печальных карикатур Вечно-Непознаваемого» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 4).

«…ТО предшествует проявлению. «Первым был Махат», – говорит Линга Пурана: ибо Единый (То) есть ни Первый, ни Последний, но все. Экзотерически, однако, это проявление есть труд «Высочайшего Единого» – вернее, естественное следствие Вечной Причины; или, как говорит комментатор, это могло быть понято, как означающее, что тогда был сотворен (?) Брама, ибо он отождествлен с Махатом, активным Разумом или действующей Волей Высочайшего. Эзотерическая философия поясняет это, как «Действующий ЗАКОН»» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 557).

Современные умы, именующие себя философами и отвергающие Эзотерическую Философию как Корень Древа всякого истинного познавания, уже явили ту враждебную человеческой эволюции систему скептического отношения к познанию [заменяющую познание скептицизмом], которая, именуясь современной философией, давно перестала удовлетворять основным потребностям человеческого сознания в искании Единых Оснований Жизни и путей к познанию. (И количество обладателей дипломов философских факультетов, перешедших в церковную систему, – тому лучшее доказательство). Такая псевдофилософия вместо того, чтобы расширять сознание и углублять мысль, делая её проводником высших веяний духа, лишь отталкивает искренние сердца. Можно смело утверждать, что всё невежество и мракобесие нашего времени – следствие философского невежества, следствие упорного отвергания Мудрости Веков.

«В Западной Метафизике трудно найти какое-либо представление, которое не было бы уже предвосхищено Восточной Философией. От Канта до Герберта Спенсера все есть лишь более или менее искаженный отзвук Двайты, Адвайты и Ведантических Доктрин вообще» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 126, сноска 73).

Е.П. Блаватская много говорит о причинах кажущейся трудности постижения Учения Мудрости. Основная трудность постижения Философии Мудрости состоит в том, что во-первых, сознание западного человека слишком самоуверенно, и сердце не воспитано к принятию явления Иерархии: Иерархии Знания, Мудрости. И потому сознание порабощено догмами, утверждёнными внешними авторитетами – то есть находится в плену у множества «иерархий»: иерархии социальной, иерархии научной и т.п.

Во-вторых, постижение Единой Философской Мудрости нуждается в духовной интуиции – как в основном «органе» познания. Философская Истина есть Истина метафизическая, хотя она и пронизывает Бытие «сверху донизу», и хотя она же, эта метафизическая истина, и явлена во множестве вполне определённых законов и систем явлений, всё же познавать её следует не снизу вверх, а сверху вниз – т.е. не индуктивно, но дедуктивно.

«…очень немногие склонны к только метафизическому изучению этих доктрин. Даже лучший из западных писателей о нашей доктрине, говоря об эволюции Монад, объявляет в своем труде, что «мы не занимаемся сейчас подобной чистой метафизикой» [«Esoteric Buddhism», (5-ое изд.), стр. 46.]. В таком случае, как замечает Учитель в письме к нему же: «К чему вся эта проповедь наших доктрин, к чему весь этот тягостный труд подъема и плавание adversum flumen? К чему Западу... учиться... у Востока... тому, что никогда не ответит требованиям особого вкуса эстетиков?» И привлекает внимание своего корреспондента на «ужасающие затруднения, встречаемые нами (Адептами) при каждой попытке, делаемой нами, чтоб объяснить нашу метафизику западному уму».

И он прав, ибо вне метафизики никакая Оккультная Философия и никакой Эзотеризм не возможен. Это подобно попытке объяснить устремление и привязанность, любовь и ненависть, самые интимные и сокровенные выявления души и разума живущего человека путем анатомического описания грудной полости и мозга его мертвого тела» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 224).

Основной трудностью для честного исследователя, желающего отыскать среди различных древних источников единство Основы, является незнание символизма, – пишет Е.П. Блаватская. Но именно путь вглубь экзотерических писаний, посредством детального сравнения и изучения символического языка, является путём честного западного исследователя.

«…все древние рекорды писались на мировом языке, известном в те дни всем народам без различия, но который сейчас понятен лишь немногим. Подобно арабским цифрам, которые понятны людям всех наций, или подобно английскому слову «and», превращающемуся для француза в et и для немца в und и т. д., но которое для всех цивилизованных народов может быть выражено простым знаком & – так и все слова этого Сокровенного Языка выражали одинаковые понятия для каждого человека, к какой бы национальности он ни принадлежал. Некоторые выдающиеся ученые, как Дельгарм, Уилькинс, Лейбниц, пытались восстановить подобный мировой и философский язык…» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 382-383).

«Чтобы вполне усвоить мысль, лежащую в основании каждой древней Космологии, необходимы изучение и сравнительный анализ всех великих религий древности; ибо лишь этим методом основная идея может стать ясной. Если бы точная наука могла подняться настолько высоко, чтобы проследить проявления Природы до их предельных и первоначальных источников, она назвала бы эту идею Иерархией Сил. Первоначальное, трансцендентальное и философское миропонимание было едино. Но так как эти системы с каждым веком стали все более и более отражать особенности народов и, по мере того, как последние, разделившись на отдельные группы, начали каждая развиваться в своем собственном национальном или племенном русле, главная мысль постепенно стала затемняться в силу преизбытка человеческого воображения. В то время как в некоторых странах, Силы или, вернее, разумные Силы Природы были предметом божеского почитания, вряд ли заслуживаемого ими, в других – как например, теперь, в Европе и других цивилизованных странах – сама мысль, что подобные Силы могут быть одарены разумом, кажется нелепой и объявляется ненаучной» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 524).

Первоначально было Единое Знание – утверждает Тайная Доктрина. Это первоначальное Знание не только являлось фундаментом для самостоятельных человеческих исследований и детальных познаний материи и её Законов, но явилось инициирующей Искрой для развития человеческого разума и духа, ибо Истина есть Огонь – со всеми свойствами огненной стихии8. Развитие человеческого воображения явило новые образы – формы для воплощения мыслей и идей древних, каждый народ привнёс свои особенности восприятия, и в результате со временем эти оболочки единых истин стали столь плотными и во многих случаях столь мало способными пропускать её внутренний свет, что понадобились новые Труды Посвящённых для помощи человечеству – Труды очищения Великой Истины. Тайная Доктрина – тот необходимый Источник, который проливает Свет, необходимый для того, чтобы ищущая часть человечества современной Эпохи смогла ясно увидеть Прошлое, истоки своего пути и рассмотреть горизонты будущих, новых познаний, суждённой новой ступени эволюции, время осуществления которой уже наступило.

_____________________________________

8 Огонь, огненная энергия – основа и единственный двигатель всякого подлинного творчества. «…импульс творчества насыщен мощью Огня» («Агни-Йога», 659). «Мы утверждаем, что даже творческое сознание является психожизнью, иначе говоря, Огнем Пространства» («Беспредельность» I, 77). «Огонь солнца и огонь духа – наши творческие силы» («Беспредельность» I, 79).

 

 «Оккультная Наука – пережившая даже Великий Потоп, поглотивший допотопных Гигантов, а вместе с ними и всякую память о них, за исключением сказаний, сохранившихся в Тайной Доктрине, Библии и других Писаниях – все еще хранит Ключ ко всем мировым проблемам.

Потому приложим этот Ключ к редким фрагментам давно забытых Космогоний и с помощью их рассеянных частей постараемся восстановить однажды всемирную Космогонию Сокровенного Учения. Ключ этот подходит ко всем им. Никто не может серьезно изучать древние философии, не отметив, что поражающее тождество понятий во всех них, очень часто в экзотерической их форме и неизменно в их сокровенном духе, есть результат не простого совпадения, но согласованного плана; и что во времена юности человечества существовал лишь один язык, одно знание, одна всемирная религия; когда не было ни церквей, ни верований или сект, но когда каждый человек был священнослужителем для самого себя. И если доказано, что уже в эти ранние века, скрытые от нашего взора буйным ростом традиций, человеческая мысль развивалась в едином согласии во всех частях света, то становится очевидным, что эта мысль, рожденная под любою широтою, – на холодном ли Севере или на палящем Юге, на Востоке или на Западе – была вдохновлена теми же откровениями, и человек был взращен под охраняющей сенью того же Древа Познания» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 422).

«С течением времени архаическое учение затемнилось; и народы, более или менее, утеряли из виду Высочайшее и Единое Начало всего сущего и начали переносить отвлеченные атрибуты Беспричинной Причины на произведенные следствия, в свою очередь, ставшие причинными, созидательными Силами Вселенной. Великие народы поступали так из страха осквернить идею; малые, в силу того, что они не могли уразуметь эту идею или же им не хватало мощи философского представления, необходимого для сохранения ее во всей ее неприкосновенной чистоте. Но все они, за исключением позднейших арийцев, ставших теперь европейцами и христианами, сохранили это почитание в своих Космогониях» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 525).

«Эзотерическое Восточное Учение, таким образом ударило основную ноту, которая, под своим аллегорическим покровом, является такою же научной, как и философской и поэтической, и все народы последовали за нею. Именно, из экзотерических религий должны мы извлекать основную идею, прежде чем обратиться к эзотерическим истинам из опасения, чтобы последние не были отвергнуты. Кроме того, каждый символ в религии каждого народа может быть прочтен эзотерически; и доказательство того, что он правильно прочтен, когда переложен в соответственные числа и геометрические формы, заключается в чрезвычайной согласованности всех начертаний и символов, несмотря на их большое внешнее различие между собою. Ибо в начале все эти символы были тождественны» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 546).

Заметим: здесь имеется ответ и на вопрос о формах мысли9. С позиции знания о мысли как энергии, огне, зерне всех суждений, форма внешнего выражения мысли не имеет значения – лишь Законом Красоты управляется мысленное творчество. Миф, религиозный символ, философское утверждение или научная формула – равны как формы выражения истины. Лишь содержание, сущность мысли являет иерархию уровней. И эволюционная ступень сознания определяется по степени глубины мышления, по чёткости его форм, соответствующих степени развития чувства Красоты и развитому чувству соизмеримости. Миф скрывал высшие Истины, наука делала их более доступными. Выражение мысли человечества Новой Эпохи будет отличать лаконичность, основанная на чувстве огненных ритмов, и символичность.

_____________________________________

9 Вопрос, именно порождённый философским невежеством: с точки зрения современной философии, мышление эволюционирует от «мифологического» к «научному» через «религиозное».

 

 «Из всех созидательных энергий самой высокой остается мысль. Что же будет кристаллом этой энергии? Кто-то думает, что точное знание будет венцом мысли, но вернее сказать, что увенчает мысль легенда. В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения. Не верно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Потому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности. В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды. Духовное устремление мощного коллектива запечатлевает образ истинного значения, и оболочка символа означает мировой знак, как мировой язык, который неминуем в эволюции.

Правы искатели общего языка. Правы созидатели легенд мира. Трижды правы носители подвига» («Агни-Йога», 19).

«…Тайная Доктрина Востока содержит в себе Альфу и Омегу Универсальной Науки; что в ее затемненных текстах под пышным, хотя пожалуй слишком разросшимся, аллегорическим Символизмом лежат прикрытыми угловые и ключевые камни всех древних и современных познаний. Тот камень, снизведенный Божественным Строителем, теперь отвергается слишком человеческим работником, и это происходит потому, что в своей смертоносной материальности человек утерял все воспоминания не только о своем святом детстве, но и о самой своей юности, когда он сам был одним из Строителей; когда «утренние звезды пали вместе, и Сыны Бога восклицали от радости», после того, как – выражаясь многозначительным и поэтическим языком Иова, аравийского Посвященного – ими были установлены измерения оснований земли. Но те, кто все еще в состоянии дать место в глубинах себя самого для Божественного Луча и которые поэтому принимают данные Тайных Наук убежденно и смиренно, те хорошо знают, что именно в этом Камне схоронено абсолютное в философии, что является ключом ко всем тем затемненным проблемам Жизни и Смерти, из которых некоторые, во всяком случае, могут получить объяснение в этих томах» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.3).

Возрождение философии, которое неминуемо произойдёт, осуществится на основе Единого Учения Мудрости, данного в Тайной Доктрине и Живой Этике. На достигнутом уровне просвещённости человечества увидятся смешными и станут ненужными замысловатые пути современных псевдоисканий. Канут в лету и именуемые ныне синергетикой псевдофилософские труды. Вся глупость неодухотворённых умов растворится в Свете Знания Стройности Законов, которые есть ни что иное, как великая Сознательная Мощь Космического Творчества – Мощь Космических Разумов – Сердец, – именуемая также Космическим Магнитом, синонимом Созидающей Беспредельности и Эволюции.

«Если на Земле существует что-либо подобное прогрессу, наука рано или поздно вынуждена будет волей-неволей отказаться от таких чудовищных идей, как ее физические, самоуправляющие законы, лишенные души и духа, и должна будет тогда обратиться к оккультным учениям. И она уже сделала это, как бы ни были изменены заглавные страницы и пересмотренные издания научного Катехизиса. Уже прошло больше полстолетия после того, как, при сравнении современной и древней мысли, нашли, что как ни отлична может казаться наша философия от философии наших предков, тем не менее, она составлена лишь из добавлений и отбрасываний, взятых из древней философии и пропущенных, капля за каплей, через фильтр предыдущей.

Этот факт был хорошо известен Фарадею и другим выдающимся ученым. Атомы, Эфир, сама Эволюция – все пришли в современную науку из древних представлений и все основаны на понятиях архаических народов. «Понятия», под покровом аллегорий, для непосвященных; прямые истины – для избранных, сообщаемые им во время Посвящений, и эти истины были отчасти разоблачены греческими писателями и дошли до нас. Это не значит, что Оккультизм имел когда-либо те же взгляды на Материю, Атомы и Эфир, которые могут быть найдены в экзотерических писаниях греческих классических авторов» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 631).

«Все в этой Вселенной, во всех ее царствах, обладает сознанием; то есть, одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания. Мы, люди, должны помнить, что если мы не улавливаем признаков сознания, которые мы могли бы признать, как таковые, скажем в камнях, то, все же, мы не имеем права говорить, что сознание отсутствует в них. Нет такой вещи, как «мертвая» или «слепая» материя, ибо не существует «слепого» или «бессознательного» Закона. Подобные понятия не имеют места в представлениях Оккультной Философии. Последняя никогда не останавливается на поверхностных очевидностях и для нее нуменальные Естества более реальны, нежели их объективные соответствия; в этом она сходна с системой средневековых номиналистов, для которых общности были реальностями, а частности существовали только номинально и в человеческом воображении» (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина» Т.1, стр. 341-342).

Таким образом:

1. Философия есть величайшее Знание: Знание о Бытии, о Единых Законах, составляющих сущность всего проявленного Бытия, его Цель и Процесс. На Философском Знании строится вся жизнь человечества, продвигающаяся в направлении Справедливости – по мере просветления человеческих сознаний Истиной.

2. Философия есть познание духовно-разумное. Высшее, духовное сознание – опора философского исследования. Истинная философия – это Учение Сердца, которое следует отличать от «учения ока».

3. Следовательно, для развития философского познания необходима практика духовного самосовершенствования, которая в своём подлинном выражении есть Путь Служения эволюции – Путь Служения Общему Благу.

«О, горе мне, знающему, что всем людям доступен источник Жизни, что все могут быть в единении с Великой Душой, и все же, обладая таким благом, они не пользуются им!

Взирай, подобно месяцу, сияющему в тихих водах, Мировая Душа (Alaya) отражается и в великом, и в малом, и в мельчайшем атоме, и все же не достигает до сердца всех. Ах, зачем так мало людей пользуются бесценным даром познавания истины, верного понимания существующего, проникновения в Небытие!

Разыскивай Пути. Но будь чист сердцем, прежде чем тронешься в странствие. Ранее, чем сделаешь первый шаг, научись отличать истинное от неистинного, преходящее от пребывающего. И стремись более всего отделять знание ума от душевной Мудрости. "Учение Ока" от "Учения Сердца".

Воистину, неведение подобно закрытому сосуду, лишенному воздуха, а душа подобна птице, заключенной в сосуд. Не щебечет и не шелохнется певунья, молчит в оцепенении, пока от истощения не испустит свой дух.

Но даже неведение лучше, чем головное познание без душевной Мудрости, которая одна может осветить и направить его.

Семена Мудрости не могут пустить ростков и развиваться в пространстве, лишенном воздуха. Дабы жить и пожинать опыт, душа нуждается в просторе и в глубине, и в указаниях, которые устремили бы ее вверх, к Алмазной Душе. Не ищи таких указаний в царстве Майи, но вознесись над иллюзиями, ищи Вечное и Неизменное, не доверяя прихотливым увлечениям ума своего.

Ибо ум подобен зеркалу: отражая, он покрывается пылью. И лишь душевная Мудрость – нежными дуновениями своими – в состоянии смести с него пыль наших иллюзий. Стремись, о начинающий, сочетать свой ум и свою душу в одно. …» (Е.П. Блаватская «Голос Безмолвия»).

 

 

К оглавлению



Сайт управляется системой uCoz