Великий Платон

 

Есть в истории человечества Имена, которые подобно Солнцу, ровно освещающему и согревающему всякого живущего не зависимо от стран, народностей, вероисповедания. Это имена Великих духовных учителей – Зороастр, Будда, Иисус. Этот ряд величайших Имён символизирует священные высоты, на которые Божественное нисходит к человечеству. В этот ряд не входят имена даже самых великих учёных, философов, общественных деятелей человечества. Лишь одно имя мудрого учёного, философа, художника слова, законно занимает место в ряду Великих духовных водителей человечества… Платон.

 

1. Прошло более 2-х тысяч лет, а знания истин, содержащиеся в прекрасных произведениях Платона, написанных в виде диалогов, становятся всё более востребованными. И если в прежние века мудрость Платона была предметом изучения и споров философов и учёных, великих деятелей, то сегодня она востребована каждым, кто ищет не только подлинной образованности, но и знания, помогающего ориентироваться в повседневной жизни, знания, помогающего видеть то, что роднит и является общим непреходящим в разных культурах, различных религиях, а что лишь формы, оболочки, в которую «одета» Единая Истина.

 

2. Платон вознёс мысль на небывалую высоту, Мысль в учении Платона – путь к достижению человеком божественности.

Мысль – крылья духа. Но какая мысль? Ум человека двойственен, как двойственна его душа. И лишь мышление, глубокое, направленное к познанию сущности вещей делает сознательной Высшую душу в человеке, то есть дарует бессмертие. Такое постоянное упражнение сознания путём мышления, направляет мысль к познанию божественного, Платон называет философией.

Философия – любовь к мудрости и поиск мудрости должен быть непременным занятием всех людей. Не занимаются, говорит Платон, философией только мудрецы и невежды. Первые – потому что уже обрели мудрость и заняты делами божественными, вторые – так как не способны в силу невежества, рождающего самодовольство.

Как развивается высший разум человека, разум, отличный от ума внешнего, (то, что на современном языке называется интеллектом)?

Ум – высшая способность души развиваться при страстной любви человека к Истине и Красоте. Высшая абсолютная Истина – Красота – удел Божественного! И человек, стремясь соединиться с высшей Красотой, Истиной, благом, устремляет свой ум к познанию этих главных сущностей бытия.

Ум познаёт мир, законы, становясь всё более и более проницательным, благодаря любви – огню, расплавляющему грубые земные наросты. Мысль, растущая на энергии любви, постепенно делает душу способной возноситься и прозревать высшее бытие, высшую Реальность.

В книгах Агни-Йоги много представлено высказываний Платона под именем «Мыслитель». И его учение поясняется с точки зрения современной науки о тонких энергиях духа.

 

3. Платон учит проникновенному мысленному творчеству.

Не «системы» и «правила», но закономерности Красоты. Мышление невозможно вне Красоты. Красота – признак присутствия Истины, Блага.

В диалоге с Теэтетом Сократ говорит своему собеседнику :

– Как ты прекрасен и добр! Тот, кто прекрасно говорит, (мыслит), поистине прекрасен и добр.

Диалоги Платона учат читателя подлинному мышлению. Начинается с вопрошания. С вопрошания о главном: что есть Красота, Благо, Истина, добродетель. «Ежедневно беседовать о доблестях и обо всём, о чём я с вами беседую, испытывать себя и других есть величайшее благо для человека, – говорит Сократ в «Апологии Сократа», жизнь без такого исследования не есть жизнь человека. Вопрошание, страстный поиск ответов – вот цель, ради которой дан человеку разум.

Напрягая мысль, и тем вызывая к действию всё новые и новые скрытые в душе силы – человек творит себе крылья, делает душу крылатой, пригодной к жизни в Высшем Мире… т.е. сознательной в Высшем Мире, иначе говоря – бессмертной.

 

4. Платон о познании и об искусстве.

Платон учил, душа сохраняет в себе память о Незримом Мире, в котором она пребывает до появления на Земле. В Надземном мире человек учится и каждый потом рождающийся несёт в глубине сердца знание о Добре, Красоте, Истине. Но в большинстве душ это знание затемняется, по мере взросления, чувства привязывают внимание души к земным объектам, и разум – к внешним целям. Душа забывает то, чему училась в Надземном мире. И образование, настоящее образование должно пробуждать эту память души. Платон доказал, что при должном воспитании, каждый человек может припомнить многое из того, чему учился прежде. Об этом гласит и древний афоризм «Человек, слушай самого себя», то есть пробуди в себе глубокое знание великих Истин. Когда Сократа в диалоге Платона «Федр» спросили о подробностях одного исторического события, тот ответил, что на это нет у него досуга. «Причина здесь, друг мой, вот в чём: я никак ещё не могу, согласно дельфийской надписи, познать самого себя. И по-моему, смешно, не зная пока этого, исследовать чужое». Подлинное познание есть «припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем подлинным бытием.

 

5. Платон, развивая учение своего учителя Сократа и продолжая традицию древней восточной мудрости, именно учил о том, что – Правильное познание есть познание – от главного, от общего – к частному, от  всеобщего к единичному.  Такова диалектика – знание единого и множественного, основанная на знании сущности. Многословие и псевдоучёность (софистика) – порождены умом, довольствующимся правдоподобием и увлечённым доказательством ради доказательства, и тем легко подменяющим истинное ложным, т.е. умом разделённым с душой…

Отсюда из этого положения – во всём стремиться к сущности – проистекает учение об искусстве. На примере искусства красноречия Платон показывает, как ничтожно мало владеть мастерством речи, мастерством доказательств – ораторским мастерством. Подлинное искусство  должно стремиться не к убедительности, но к Истине. Истину и Красоту не выразить без мастерства. Но лишь познавший Истину и Красоту, должен обретать мастерство ради выражения благого и прекрасного.

 

6. Таким образом в познании, над двумя важнейшими способностями ума: 1) способностью охватывать всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разделено и 2) способностью разделять всё на виды, естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров («Федр») – над этими двумя способностями возвышается способность разбираться в природе вещей, т.е. прозревать целостную сущность вещей и явлений, давшую жизнь Идею.

В искусстве же главным является та же способность прозревать Истину – Красоту глазами души, познавать природу «вещей возвышенных» – разумом, (который отличен от внешнего ума).

«Сколько ни есть великих искусств, все они нуждаются в тщательном  исследовании природы вещей возвышенных. Отсюда, видимо, как-то и проистекает высокий образ мыслей и совершенство во всём». Вновь говорит Платон устами Сократа в диалоге «Федр»: «Тому, кто причастен искусству, никак нельзя уподобляться слепому или глухому. Ясно, что кто по правилам искусства наставляет другого в сочинении речи, тот в точности покажет сущность природы того, к чему обращена речь, – а это будет душа».

 

7. Аналогично в музыке.

Музыкант должен знать природу души и знать воздействие различных звуков, гармоний и ритмов на душу, чтобы посредством музыки пробуждать в душе её божественную сущность и ту память души о подлинном бытии.

«Всё, что имеет отношение к мусическому искусству, должно завершаться любовью к прекрасному».

Правило творца: прилагать все усилия к познанию сущности и не ради того, человек, обладающий умом, должен заботиться, как бы угодить не товарищам по рабству, но быть в состоянии «говорить угодное богам и по мере сил своих делать всё то, что бы им это было угодно» («Федр»).

 

8. Платон о философии.

Величайшим из искусств, считает Платон философию, потому что она не только развивает способность к мышлению, но помогает тому, кто усердно ею занимается, обрести подлинно достойное человека бытие – бессмертное бытие в Красоте, в единстве с Божественной Истиной. Занятие философией означает страстное стремление к познанию сути вещей, ибо и прежде всякого отдельного знания человек должен познать главное: сущность человеческой души, её пути и цели, знание о Божественной Истине, Благе, Красоте. Разум философа всегда обращён к Божественному. И в то же время, когда все люди впадают в исступление от скоропреходящих желаний, исступление философа – от любви к божественному, к божественной Красоте, божественной Истине, что выражено в самом слове «философия»: любовь к мудрости.

Устами своего учителя Сократа, который является главным действующим лицом большинства диалогов Платона, он говорит: «философ – любитель мудрости. Не занимаются философией, то есть не ищут мудрости только два рода людей – мудрецы, уже почти уподобившиеся богам и полные невежды. Первым нет необходимости искать мудрости, – они уже ею владеют, вторые не способны, так как пребывают в самодовольстве невежества. Все остальные люди должны по мере сил стремиться к божественному знанию. Только те, кто им обладает и владеет, по-настоящему мужественны и не боятся смерти, ибо уже при жизни на земле приобщаются к жизни бессмертно-духовной».

 

9. Платон учил так же о том, что человек много раз рождается на земле, ибо долог путь к совершенствованию и человек не может за одну земную жизнь обрести разумение и совершенство духа. Это целенаправленное движение в сторону совершенства Платон и называет философией – любовью к Мудрости.

«В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, – никому, кто не стремился к познанию. Потому-то, милые мои, истинные философы гонят от себя желания тела, не боясь разорения, бедности, в отличие от большинства» – говорит Сократ в диалоге Платона («Федр»).

 

10. Учение Платона о бессмертии души, о разуме «душу окрыляющем».

Цель человека – Истина. Познать же истину человек может лишь глубиною своей души. Ибо душа человека двойственна. Внешняя сторона души обращена к земле и связана с землёю всеми физическими чувствами. Но в глубине своей душа принадлежит божественной сфере и обладает врождённым знанием добра, Истины и Красоты. Необходимо лишь пробудить это знание.

Бессмертное не может быть постигнуто смертным, но только таким же бессмертным. Освобождение души от привязанности к внешним чувствам – условие истинного Познания. Всякое доброе и прекрасное явление на земле истоком своим имеет Высшее и Бесконечно – Прекрасное, Бесконечное Добро – Благо. И всё доброе и прекрасное на земле – лишь отблеск и отзвук великих Божественных сущностей.

Платон называет эти бессмертные зёрна сущего – Идеями. Идеи могут быть постигнуты человеком, но при условии развития им благородства, истинности, искреннего и страстного стремления к Познанию Сути.

«Существует лишь одна правильная монета – разумение, и лишь в обмен на неё должно всё отдавать, лишь в этом случае будут неподдельны и мужество, и рассудительность, и справедливость – одним словом, подлинная добродетель».

Человек должен устремлено работать, совершенствуя себя, чтобы высшая божественная часть души имела полное руководство над душою низшей, привязанной к телу, ибо «божественное создано для власти и руководства, а смертное – для подчинения».

Душа, смешанная с телесным – тяжела, и эта тяжесть после смерти тела влечёт её вниз, душа же очищенная божественным светом – и окрылённая мыслью – возносится к богам. Такова истинная цель философа и всякого разумного человека.

 

11. Учение Платона о Красоте.

Любовь – это стремление души к Прекрасному, – утверждает Платон. Стремление это свойственно каждому человеку. Но душа несовершенная, умеющая видеть лишь внешними очами опьяняется прекрасными формами. Форма не вечна. И душа, стремление которой ограничено миром внешних чувств, любви ищет, находя – теряет, отчаиваясь. Но душа, которая духовным стремлением открыла огни внутренние, очи разума, может узреть ту Красоту, которая нетленна, непреходяща. Постепенно открывая для себя «море Красоты», душа обретает и творческую способность. Душа, повернувшаяся «открытому морю Красоты» и созерцая его в неуклонном стремлении к Мудрости начинает обильно рождать «великолепные мысли». И так восходит человек по ступеням Красоты: «начав с отдельных проявлений прекрасного надо всё время словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх – от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это – прекрасное» («Пир»).

Платон учил, что есть Бесконечное Море Красоты – «божественное прекрасно». И все тяготения человека порождены скрытым стремлением его духа, этим магнитным притяжением. И человек, чья душа ещё не раскрыла свои очи, привязывается чувствами к объектам внешним, будь то предмет, человек, явление.

 

12. Лишь постепенно, упражняясь в созерцании, размышлении и добродетели, человек начинает видеть Красоту, которая внутри, постепенно восходя «как по ступеням» к осознанию – чувствованию «Океана Красоты» бесконечного, божественного. И тогда душа, чьи очи открываются, видит, что то, что она любила и к чему была страстно привязана чувствами – лишь искры бессмертной Красоты или «окна», через которые для неё становилась зримым бесконечная божественная Красота. И человек понимает, что лишь приобщаясь к этому Подлинно – Прекрасному, каждая душа сама становится божественной, бессмертной.

И теперь человек, подлинный, настоящий, стремится лишь к тому, чтобы эта бессмертная Красота воссияла, восторжествовала в полном своём сиянии на земле. Такой человек начинает вести устремлено к совершенству сначала тех, кого он любит, затем всех людей, себя самого, свои мысли, действия, творчество.

 

13. Платон учил, что подлинная Красота – есть добро. Доброе не может быть некрасивым, а подлинно прекрасное – всегда добро. Только человеческое несовершенство не всегда прозревает эту целостность, принимая за красоту и добро то, что ни тем, ни другим не является.

Чтобы прозревать истинную суть вещей, человек должен постоянно устремлять свой ум вглубь и мыслить о высшем мире – откуда снизошла душа. Там «вверху» душа напиталась знанием о самом главном: что есть Красота и добро, что есть цель человеческой жизни.

И на земле человек лишь целенаправленным усилием души и разума может вспомнить всё то, чему училась душа. Потому познание Платон называет «припоминанием». «Припоминание» же осуществляется благодаря стремлению высшей души к Прекрасному, ибо Прекрасное – Свет Высшего Мира. Прекрасное рождает любовь, тяготение к высшему и совершенному. И мысль, согреваемая энергией любви, устремлённая к познанию, укрепляется. Так растут «крылья души». Лишь окрылённые души легко возносятся в Область Высшей Красоты.

Платон говорит о необходимости каждому целенаправленно окрылять душу – стремлением к Подлинно Прекрасному, любовью и мыслью.

 

14. Очень важным для современного человечества является Учение Платона о логике и диалектике.

Платон развивал идею о проницательном мышлении, ведущем к божественному уделу, в диалогах, обличающих так называемую софистику и софистов. Это явление лишь внешней убедительности мышления, не опирающегося на познание божественной сути вещей.

 

© М.В. Гореликова

 

Наш адрес: aurora-r@narod.ru

 



Сайт управляется системой uCoz