М.В. Гореликова

«О некоторых вопросах развития и воспитания детей

в свете Учения Живой Этики»

 

«…Наука, изучая нервную систему, неминуемо встретится с излучением человека, она утвердит огненное начало, пронизывающее всё.

…тем скорее должны подумать люди о качестве своего излучения. Каждое добротворчество уже улучшает излучение. Люди могут помочь себе, помогая ближнему.

…современная Йога – связь с Высшим должна осуществляться среди обыденной жизни… Огненная сущность есть магнит сердца.

Именно сердце может отворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии.

Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья.

Пусть воспитание идёт впереди образования. Тонкие энергии представляют многострунную арфу.

Мыслитель говорил: «Огненное знамя, освети Горний путь».

«Надземное», §812

 

В интернет-пространстве немало материалов по вопросам педагогики, в которых искажена суть Учения Живой Этики. Под предлогом «раскрытия потенциала» предлагаются методики искусственного открытия центров сознания, что является вреднейшим и опаснейшим явлением. Всякое внешнее вмешательство в тонкие сферы сознания является недопустимым. Человеку невежественному может показаться привлекательным обещание «пробудить» скрытые накопления опытов и способностей. Но каждому, и особенно учителям, родителям, необходимо знать, что единственным эволюционным, перспективным средством пробуждения способностей и талантов ребёнка является самостоятельный познавательный и творческий труд и сердечное горение. Иначе говоря, труд должен быть добровольным, сознательным и бескорыстным. Т.о. главной задачей учителей и родителей, мечтающих развить в ребёнке его таланты, является воспитание в детях трудолюбия и ответственности, честности и добросовестности, уважения и любви к Знанию и Красоте, устремлённости к Высшему Идеалу, к Миру Высшему.

Эти и другие высокие качества суть мощные энергии. Достигая утончённости и гармонии между собой, они и становятся той пробуждающей силой, тем огнём, который является и «проявителем» для скрытых в духе возможностей, и естественным магнитом для привлечения соответствующих энергий из великого Пространства. Когда речь идёт о сокрытых в духе силах и способностях, даже когда говорят о способностях* и талантах в их обычном, внешнем понимании, надо помнить, что всё это есть энергии, силы. При всей разноуровневости этих явлений основа их огненна, человек есть огонь и носитель огненных качеств. И соответственно этой тонкой природе нужно подойти к познанию человека и развитию сил человека – в полном согласии с законами тонких энергий. Нарушение этих законов ведёт к разрушениям в человеке, нередко и к гибели. Об этом предупреждает Учение, многократно указывая на недопустимость легкомысленного обращения с огнём психической энергии. «Вы слышали, что можно насильственно вызвать внутренний огонь наружу. Такая операция вполне возможна, но очень опасна, ибо такой огонь может соприкоснуться с огнём пространственным и создать губительное следствие» («Надземное», 22). «Посылающие мысли, настройте свои сердца, но помните, что напряжение сердца грозит огненным воспламенением. Только тот, кто испытал такой пожар, невыразимый словами, может знать опасность несказуемую. Это страдание есть наивысшая священная боль. Происходит она от неуравновешенности миров. Оттого же происходят разные сердечные болезни. Человек не хочет заботиться о своём средоточии, которое сохраняет во всех мирах своё огненное зерно» («Надземное», 22).

Учение Живой Этики в вопросах развития и обучения детей, так же как и в вопросах развития сознания человечества, утверждает обязательность следования Законам Бытия и развития сознания. Знания об этих великих Законах даны в Учении.

Нельзя приступать к поиску новых средств обучения и развития ребёнка, не обретя прежде соответствующих знаний. Время осознания психических и духовных сил человека пришло, в Эпохе Новой осознанная психическая энергия является основной силой прогресса во всех областях жизни и творчества. Но сила, применяемая в условиях психической загрязнённости (эгоистические мотивы), с нарушением Законов Космоса – Законов Света, становится разрушительной. Только высокоразвитая духовность является субстанцией, соответствующей  Огню Пространства, который, будучи ассимилированным высшими центрами сознания людей, и становится той новою силою, что движет развитием человечества в Эпохе Огня. Т.о., психическая энергия, будучи осознанной, становится новым и ведущим фактором развития, постепенно и неуклонно вытесняя все механистические тенденции.

«Значение сердца тем величественнее, что в будущем оно заменит многие аппараты. Действительно, в Новой Эре будут люди, которые заменят собою самые сложные аппараты. Сейчас ещё изобретают роботов, но после механической горячки опять обратят внимание на силы человека.

У Нас в Обители исследования направлены на раскрепощение человека от машин. В этом процессе нужно воспитывать сердце. Нужно уметь прислушиваться к его голосу. Те, кто обвиняет Нас в эгоизме, пусть вспомнят о безымянных трудах» («Надземное», 22).

Благодаря осознанной психической энергии, энергии мысли и сознания, станет подниматься на качественно новый уровень вся человеческая деятельность, будет изменяться сущность человеческих  взаимоотношений, создавая условия для утверждения Законов Космоса на Земле – Законов Красоты и Гармонии. Поэтому сегодня все подлинно прогрессивные пути в педагогике, пути новые, к которым призывает Учение Новой Эпохи, – это пути, основанные на осознании энергии мысли и сердца, на очищении этой энергии, на воспитании сердца мыслящего и чуткого, способного откликаться на звучания великих энергий Сострадания, Мудрости, устремленности к Сферам Высшим, которыми наполняют Пространство Великие Сознания. Правильное воспитание и развитие основано на Идеале человека – Сотрудника Сил Общего Блага. И только такое воспитание открывает юному человеку входы в прекрасный храм талантливого, просветлённого творчества и познания.

«Древняя истина – "познай самого себя!" – была извращена слабыми мозгами. Они поспешили объявить ее, как нечто сверхчеловеческое, недостижимое, между тем такое самоисследование всегда и при всех условиях возможно.

Испытуйте себя и замечайте, что глубже заложено в сознании вашем? Если уныние или обида долго живет в вас и огорчает сердце, вы должны сознательно изгонять таких вредителей. Вы будете знать, что они составляют причину многих заболеваний и пресекут духовное продвижение. Когда вы познаете такое простое объяснение, тогда разум ваш подскажет, что неполезно поддаваться ядовитым воздействиям. Таким же путем вы спросите себя о других позорных вредителях и призовете свободную волю, чтобы изгнать врагов земных и надземных. Но если вы почувствуете, что подвиг самопожертвования вам близок, вы поймете, что эти врата поведут вас к светлым победам. Итак, посмотрите ваши качества, и сердце не обманет вас.

Так Мыслитель говорил: «Пусть самопознание будет праздником твоим»» («Надземное», 877).

 Знание законов, знание Учения необходимы как опора для всякого современного педагогического поиска. Закон естественности развития требует от воспитателя и учителя бережности и чуткости. Человек, взращивающий прекрасный цветок, знает, что лучший путь достижения  красоты и жизненности растения – это путь создания условий света, тепла и соответствующего питания… Остальное осуществят время и внутренние ритмы и силы. Для целей развития человеческой талантливости нужны эти же факторы, но на духовном плане, плюс собственная воля воспитуемого. Закон свободной воли запрещает развивать что-либо в человеке без его воли и вне его самостоятельных усилий. И знание о факторах ритма, внутреннего и внешнего (времени), кармы побуждает учителя к неторопливости в отношении проявлений ученика, в отношении внешней результативности. Посмотрим на великий процесс Эволюции человечества, который бережно, без внешнего вмешательства направляется Великими Учителями, Иерархией Света. Только путём трудов, путём испытаний и самостоятельного разрешения трудностей развиваются человеческие сознания и растут способности мышления и творчества. Подобен единому пути Эволюции и путь индивидуального развития человеческих способностей, запрещающий всякое внедрение в тонкие структуры психики и использование искусственных приёмов ускорения внутреннего развития.

…Современная общественная среда является в высшей степени непедагогичной, если считать педагогичностью комплекс благоприятных условий воспитания-развития личности и тем более индивидуальности ребёнка. В этой среде, с одной стороны – давление чудовищно материалистичного, по сути тёмного идеала «успешности» как мерила достоинства и значимости человека, с другой – невежественные клише, основные на поверхностных знаниях об Эволюции (в т.ч. о сути пророчеств о грядущей новой расе). В таких условиях находят благоприятную почву разнообразные по форме, но единые в сути теории и методики обучения, чей призыв, какими бы прогрессивными понятиями ни прикрывался, может быть выражен так: «скорее к известности, славе, к материальным победам – к успешной карьере!»

Нередко люди искренние, но недостаточно глубоко изучающие Учение, не видят йогической сущности данных в Живой Этике знаний и путей, и начинают искать, как им кажется, «более конкретные» указания о методах развития. Читая параграфы о необходимости воспитания в учениках качеств терпения и терпимости, любви к высшему Идеалу, уважения к знанию и почитания учителя, они не видят за этими, кажущимися привычными, нравственными понятиями огненных энергий, которые, при условии полноты и гармоничности их развития, создают условие для героической жизни духа, являющейся в Новой Эпохе главным условием сотрудничества человека с Силами Высшими. Сегодня каждый ребёнок должен знать, что Великая Жизнь, приведшая его в этот мир, ждёт от него не блеска способностей и талантов как таковых, а его служения Задачам развития (иначе говоря, Общего Блага) всего человечества. Только на этом пути служения, в соответствии с законом магнита, определяющим притяжение соответствующих возможностей (энергий), человек действительно растёт в своих творческих проявлениях. Общее Благо – великий воспламенитель для всех способностей души, явных и сокрытых. Только душа, нашедшая свой путь жизненного служения, в полном бескорыстии и при полном приложении своих сил к глубоким познаниям, сможет при условии постоянства и силы духовного устремления стать сотрудницей Сил Света. Зная эти великие Основы, следует думать не о том, как скорее «проявить», «развить», тем более не о том, чтобы  «показать», но о том, каким образом лучше послужить человечеству и Силам Света. Каждому, кто уже в детстве понял смысл и задачи жизни на земле, следует глубоко и сосредоточенно учиться, по мере сил и необходимости помогая в этом другим, и лучше вcего так, чтобы эта помощь была бережной, незаметной. Сегодняшние тенденции разнообразных самодемонстраций, презентаций, конкурсов – ни что иное, как путь в направлении, противоположном Истине, ибо нет в этом Красоты. (Посмотрите, как смешно выглядят показы музицирующих, рисующих, пишущих книги и трактаты, дискутирующих детей, под модными наименованиями над всеми этими, пусть даже и талантливыми, но требующими многих трудов и испытаний опытами,    «необычное», «космичное» и т.п.). К тому же забалтываются великие понятия, к которым Учение, давшее их, требует отношения бережного и ответственного. Надо всем нам, взрослым и детям, учиться соизмеримости, спокойно углубляя познания и объединяя труды по улучшению жизни людей, по очищению и просвещению интеллектуального пространства. Понятие соизмеримости является одним из важнейших в Живой Этике. (Без качества соизмеримости люди не имеют доступа к тонким энергиям, проявления которых полностью зависят от условий и требуют от исследователя определённой меры утончённости – культуры). Овладевший качеством соизмеримости учитель никогда не станет смущать юные сердца, «примеряя» к ним великие понятия с присущей этим понятиям огромной мерой ответственности, которую никто из людей не имеет право возлагать на другого человека, тем более на юного. 

Воспитание и серьёзное образование должны помочь пониманию того, что всё истинное нешумно, тонко, в большой мере незримо, ибо наиболее высокие достижения души являются недосягаемыми для земных критериев. Пусть молодые сердца, в которых действительно есть искра горения к Миру Незримому, осознают и ценности этого Мира,  которые являют во всём противоположность ценностям и критериям сегодняшнего мира. Под какими бы высокими словами ни прятались и от кого бы не исходили призывы показать себя людям, это призывы эгоистического и честолюбивого мира. (Сегодня у этого уходящего мира много масок, иногда он прикрывается даже понятиями Великого Учения). Пусть дети знают, что Высший Мир, Великие Учителя видят человека по качествам его духа, по огням, которые человек смог укрепить в своём сердце. Этот процесс взращивания огней сердца и духа требует к себе бережности, требует времени и именно незаметности для внешнего мира. «Утро человечества наступит, когда явление понимания Огня войдёт в жизнь» («Мир Огненный» I, 4). 

Лучшие огни растут в тишине и уединённости. Эти высокие огни и есть качества, сегодняшним миром почти отринутые: жертвенность и смирение, безмолвная, живущая в глубине сердце мечта о счастье и благе всех людей, внутренняя сокровенная готовность к подвигу ради осуществления этой мечты… Новый Мир строится на этих великих огнях мысли и сердца. Пусть не о призрачном сиянии деяний мира сего, а о счастье приобщения к тому Незримому Строительству помыслит молодой человек, найдя ответы на вопросы пути в Учении. Как прекрасно написала Н. Спирина в одном из своих стихотворений: «Нас видят по огням и судят по огням: когда мы говорим, когда дела творим, и служим мы чему – тщеславью своему иль Делу Твоему»…

Живая Этика утверждает в качестве главных методов развития способностей детей следующие: творчество, взаимопомощь,  сотрудничество в делах Общего блага, развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточения, наблюдательности, находчивости, чуткости к природе и прекрасному… При этом ведущим должно быть воспитание. Потому что всякое подлинное развитие нуждается в качественной основе – в сознании чистом, неэгоистичном, одухотворённом и просвещённом в отношении Основ Бытия. Воспитание сердца является главным двигателем развития человека в настоящей Эпохе. И те, кто желают «преуспеть» в условиях Эпохи сердца и человеколюбия, Эпохи сотрудничества с Иерархией Света, должны направить основное внимание на очищение своего сердца от всех видов энергий эгоизма, самости, честолюбия. Современному человеку в условиях временной победы эгоистической концепции успеха с её «самореализациями»,  «конкурентоспособностью» и пр. акцентами бездуховного сознания, кажется парадоксальным принцип обретения через самоотречение. Но, тем не менее, по закону духа – закону космическому, сокровищами мысли и познания овладевает только душа, не желающая для себя самой даже этих великих знаний, не говоря о тех материальных плодах, которые они могут принести. Один из советов восточной мудрости: «перестань хватать руками воздух, разожми ладони и обрети всё беспредельное Пространство». Пока душа не освободилась от желания иметь нечто от славы мира сего, она далека от сокровищ истинной гениальности. Ибо этот высший огонь – в распоряжении только тех, кто полностью забыл о себе и отдал все силы и труды Будущей Славе всего человечества…

Заметим, что именно методики, предлагающие «ускоренные» методы, пронизаны эгоистическими и честолюбивыми энергиями, мотивами.

Никакой воспитатель не может и не должен искать иных путей к  индивидуальности воспитуемого, кроме пути естественной сердечности. Естественными законами раскрытия сердца являются закон любви и закон взаимной симпатии. Человеческое сердце – фокус жизни и сознания, – требует высочайшей бережности. Дивный огненный цветок, раскрывающийся только навстречу истинному Свету и подлинной любви. Любовь же есть готовность помогать, и выражается в сострадании, терпении, в умении почувствовать характер сущности индивидуальности ученика и бережно подсказать лучший путь учения и жизненного действия.

Современность требует от каждого учителя умения распознавать сущность методик, зная о недопустимости нарушения закона естественности развития. Естественность не означает пассивность. Но педагогический поиск, труд, творчество должны опираться на чувство Красоты (оно же является и чувством истинности) и на знание. Учитель должен знать о Мире Тонком и рассказать о Незримости детям. Каждый человек находится в непрерывном взаимодействии с Миром Тонким – с Единым Пространством, из которого он черпает силы и вдохновения, излучая в Пространство либо светлые и созидающие энергии мысли,   либо серые и тёмные энергии эгоизма и страстей. Таким образом, сущность развития сознания может быть выражена и понятием ответственности, расширение ответственности соответствует расширению сознания.

Естественно развивая наблюдательность и внимание, ребёнок увидит много необычного, осознает наполненность Пространства, откроет для себя чудесную Область познания. Но тонкое взаимодействие с тонкими энергиями Пространства вовсе не означает бездумное и безответственное открывание себя всему и всем. Именно огненная защищённость чистотой сердца и чёткостью мышления при полной преданности Иерархии Света требуется от каждого человека в настоящее время напряжённого противостояния Света и тьмы. Тёмные силы инициируют как процессы чрезмерной механизации, компьютеризации образования, так и создание методик, рядящихся под развивающие и духовные. Но механистичность, явная и в методах предлагаемых, и в понятиях, и в самой «тональности» изложения, выдаёт их сущность. Подобные методики нередко сдобрены множеством цитат из Учения, но трактовки их всегда извращают смысл текста. Иногда с откровенной наглостью после цитаты утверждается прямо противоположная идея; иногда, незаметно для мало знающего Учение, совершается подмена понятий, что уводит мысль невнимательного читателя на противоположный путь. Явным признаком этих подбрасываемых тёмными методик является обилие механической терминологии, терминами бездуховной психологии ловко заменяются понятия Учения. К примеру, вместо понятия расширенное сознание  используется понятие «изменённое сознание». Ещё раз заметим, что расширенное сознание в Учении означает прежде всего расширенное поле ответственности человека, сознательно и поступенно   развивающегося в пространстве мысли и сердечного творчества. Расширенное сознание базируется на знании, на оформленном мировоззрении и растёт, благодаря возвышению мысли и развитию духовной чуткости. Понятия изменённое сознание и ему подобные не имеют в себе эволюционной основы. Изменённым сознанием может быть названо сознание медиума, одержимого, душевнобольного…

Истинный педагог, как учит Живая Этика, может и должен помочь ученикам возвысить сознание, очистить сознание (образами Красоты и подвига), дать импульс к развитию и расширению сознания, зажигая сердца словом Истины и примером жизни и творчества, способствуя углублению мышления, раскрывая новые горизонты познания, поддерживая все лучшие, наиболее одухотворённые стремления и качества их характеров… Но никогда учитель не осуществляет труд развития за ученика, подменяя каким бы то ни было методом собственные усилия ученика, и никогда не стремится ускорить успехи. Все скорые успехи – внешние успехи, имеющие мало отношения к действительному развитию человека. Истинное развитие – развитие духовное. Поэтому желающие счастья своим воспитанникам пусть растят в них чуткое и сострадательное сердце. «Можно замечать начало дерзаний среди обыденной жизни; такие проблески очень ценны… Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить прекрасное. Среди каждого обихода можно наблюдать взлёты детской мысли. Никто не научал их, никто не подал им примера, но сознание подсказало, что можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то полезное» («Надземное», 744).

Яркие обещания «успешности» в современной жизни – сегодня характерный призыв тёмных. Учение Духа устремляет человека не к вершинам славы мира сего, а к подвижническому труду на благо человечества и ради устремлённого искания высшего познания. И это высшее познание, и расцвет всех сокрытых в Чаше накоплений осуществляется как результат возросшей до соответствующего уровня духовности и утончения мышления. Законы тонких энергий утверждают соответствие как основной принцип обретения высших возможностей: «высшее – высшему». «Чем чище побуждение, тем выше достижение, – это краткое напутствие годно как для Земли, так и для Надземного Мира» («Надземное», 799). Когда уровень духовности, степень чистоты и глубины мышления достигают в результате постоянства и искренности усилий уровня, соответствующего высоким энергиям Пространства, тогда результатом огненного взаимодействия может стать новая ступень раскрытия внутренних возможностей. Помощь Великих Учителей на пути стремящегося – это помощь, строго подчиняющаяся законам: законам соответствия и согласования, закону кармы (без посева причин не может быть и следствий), закону Красоты и целесообразности. (Заметим, что истинный учитель отличается прежде всего этими ведущими все его действия качествами чуткости к красоте - истинности и чувством целесообразности, гармоничности. Можно ещё не знать, но чутко улавливать эти токи красоты - истинности, исходящие от образа правильного действия, выбора, необходимого в данный момент слова…) Соответствие – великий закон тонких энергий. Как нельзя зажечь то, что не может  гореть, так и нельзя подвергать опасности тонкое, легко воспламеняющееся вещество. Природа сердца и других высших центров  сознания – огненна, и все процессы, связанные с ускорением внутреннего развития человека – это область сокровенных Действий Великих Руководителей Эволюции…

Задачей людей на ближайшие столетия является обретение подлинно человеческого сознания, т.е. преодоление животной и страстной природы,  достижение истинного человеколюбия, осуществление на земле Идеала Братства, Красоты и Справедливости – Идеала Культуры. Чтобы человек мог получать инициирующую Помощь от Сознаний Высших, он должен очистить свою природу в чистом Огне любви и духовной устремлённости, в длительных трудах Общего Блага. Тот, кто пытается овладеть скрытыми силами духа путями искусственными, подобен вору, ищущему тайные входы во дворец сокровищ. Достойный, позванный и призванный войдёт открыто и через парадный вход. Но ворующий отодвинет себя от счастья высокой жизни на долгие сроки, если не навсегда. Тёмные стремятся сегодня, в последний период битвы (когда Эпоха Новая только началась, но старая, «Тёмная», ещё далеко не закончена и пытается удержать свои силы) сбить с пути эволюции, погубить как можно больше людей. Надо понять и применить в повседневном распознавании явлений великую формулу истинного, светлого развития, предупреждающую о возможности множества подмен. «…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея, гл.7, ст.14).

Сегодня всем взрослым и детям необходимо усвоить, что «ускоренный» путь развития талантов один, и нет иного. Это путь подвига, подвижнического труда познания, просвещения и прежде всего самопросвещения. Именно к подвигу глубокого и возвышенного познания и спасения планеты через постигаемую душою Красоту и осуществляемый Идеал Культуры устремляет человека Учение Новой Эпохи – Агни-Йога. Следует убедительно объяснить молодым сегодня, в период акцентированной состязательности и конкуренции, что их жизненной задачей является познание и труд на Общее Благо. Е.И. Рерих, будучи великой Йогиней, сыновей своих и молодых сотрудников вела именно путём труда, естественного познания, указывая в качестве единственных средств развития талантов, включая талант к высшему тонкому познанию, развитие внутренней дисциплины и ответственности, сосредоточенности и внимательности, трудолюбия и терпения… И венцом всех качеств стремящегося должна быть нарастающая в сердце любовь к Иерархии Света, к Великим Учителям, готовность трудиться ради Блага человечества. Скорый путь к талантливости – это путь Любви. Любовь и Подвиг – два крыла устремлённого духа. Зажжённому сердцу не страшны препятствия и трудности жизни, всегда явны уловки тёмных…

Критерий Красоты – единый критерий распознавания сущности всякого явления. Потому Сказано накануне великих преобразований о спасительной Красоте, о чуткости к Красоте, о сердце, свободном от эгоизма и тщеславия, о преданности Идеалу Общего Блага и Братства, подобно яркому Маяку, выводящему человечество из дебрей материальной жизни на просторы творчества, осуществляемого силами  высоко развитого духа – творчества Космического…

________________________________________________

* См. статью «Истинная природа способностей»

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

 



Сайт управляется системой uCoz