«Выбор»
Шёл путник издалека, нёс сосуд
с необычным веществом. Кристаллы этого вещества, подобные соли, были получены
из источника, находящегося высоко в горах. Многие могли бы добыть это необычное
вещество, но для этого надо было подняться в горы… Удивительными свойствами
обладала соль из высокогорного источника, среди них были и свойства, способствующие
развитию способностей познания, и открывающие восприятия к красоте незримой…
В дороге путнику повстречался
некий бедный человек, страдающий от голода и не знающий, куда направить путь
свой. Пожалел путник бедного, дал щепотку «соли», затем, увидев, как у того
прибавились силы, дал ещё, потом ещё…
«Наш путь теперь един, я вижу ясно,
какое сокровище эта необычная соль. Я пойду с тобою, и вместе мы принесём сосуд
людям. Дивное вещество, оно многих сделает разумнее и счастливее. Давай трудиться
вместе, я понесу часть вещества, и помогу тебе найти способы передать его
людям. Я преобразился, я увидел мир широко, объёмно, понял суть и цель жизни и
труда. Вот так вещество!» Так говорил бедняк, и путник радовался, видя, как
вещество, даваемое товарищу, укрепляет его дух и тело. «Это очень восприимчивый
человек, теперь он станет настоящим тружеником, принесёт много пользы людям.
Многовато «я» в его переживаниях, но со временем он откроется к более глубоким уровням
чувствования жизни. Придут новые озарения…» Так думал путник, бодро шагая и
понемногу давая из сосуда своему попутчику, когда тот уставал или печалился,
или жаловался на нездоровье…
Вскоре попутчики, сблизившиеся
за время общего пути, пришли в большой город. Оба товарища были обучены
искусствам. И в этом городе для них обоих нашлась работа обучения молодых людей
живописи. К каждому пришли ученики. И каждый из наставников давал своим
ученикам крупицы вещества; одни – на вкус пробовали, другие – в краски добавлять
пытались. Опыт показал, что, во-первых, не каждый способен воспользоваться
веществом необычным: для этого требуется наличие осознанного искания глубины искусства
и познания жизни, во-вторых, выяснилось, что человек с сильной волей, но обыденным
сознанием, может умножить свою энергию при помощи этого вещества, усилив тем
самым ум и способности, но лишь в их внешних качествах. Младший товарищ быстро
понял, что открыт путь к успеху и славе: большинству жителей города не нужна
была иная живопись кроме той, к которой они привыкли – яркая, украшающая их
привычный мир, отражающая понятные всем чувства и мечты, дающая лишь немного
более возвышенное воспроизведение того, что всегда было мило их сердцам… И он,
продолжая употреблять благотворное вещество, с умноженной силой и энтузиазмом
учил своих учеников писать картины, которые нравились многим из горожан. Его
ученики любили публичность и каждый стремился написать свою картину как можно
быстрее и таким образом, чтобы она нашла признание у влиятельных ценителей.
Старший товарищ предупреждал младшего: «Ты предаёшь возможности вещества из
чудесного источника, оно не для того, чтобы усиливать обычные способности человека,
но для того, чтобы открывать его внимание к Необычному. Его задача не в том,
чтобы ублажать внешние чувства и личные желания людей, но в том, чтобы
открывать их умы и сердца к жизни глубокой, сокрытой за пеленой внешних
восприятий. Наш путь – от бесплодной очевидности – к живой и творящей Действительности.
В этом цель подлинного искусства, настоящей живописи…»
- Зачем повторяешь! Я ведь
давно знаю это, и то же самое говорю своим ученикам, но мы живём в городе, где
пока не хотят необычного, но нуждаются в более привычном. Ты же видишь, никто
не только не стремится идти за этим веществом в горы, никому не надо даже это,
которое уже принесено. Даже пробовать не хотят. Люди с любыми идеалами для них
объект насмешки, а нас, куда уж хуже, и вовсе объявят сумасшедшими. Поэтому мы оставим
это вещество для себя, сначала добьёмся признания наших успехов в этом городе, это
придаст убедительности нашим взглядам, и тогда у нас появятся возможности быть
услышанными и понятыми в наших идеалах и целях.
- Но ведь ты по опыту знаешь,
что применение вещества требует соответствующих его свойствам качеств в людях. На
почве обычности, даже очень яркой, не растут необычные цветы, надо работать,
иметь терпение и не торопить события, не суетиться, – продолжал убеждать
старший, – Вспомни, ведь ты собирался вместе со мной найти способы донести до
сознания людей суть открывающихся возможностей. А сам занимаешься пустым делом,
выдавая за развитие людей в искусстве простое потакание их честолюбивым желаниям,
да следование моде. К тому же лукавишь в своих речах о верности идеалу
Прекрасного. Но даже если и заблуждаешься, то пока ты будешь достигать признания
на этом поле привычных человеческих состязаний и побед, ты сам утратишь способность
восприимчивости к возможностям благодатным, которой ты обладал в то время,
когда желал лишь одного – увидеть путь… Потакая привычкам к поверхностным
восприятиям в сознании людей, даже если думать, что это «временно», художник сам
становится невосприимчивым к Необычному – к
подлинной Красоте. Таков закон.
- Как это пустым.? Как это лукавлю?!
– возмущался в ответ на подобные наставления младший товарищ. – Ты много на
себя берёшь! Хочешь достигать недостижимое – ищи, а мне и моим подопечным не
мешай трудиться так, как мы считаем нужным. Мы достигаем высокого качества
работ и умножаем интерес людей к искусству. Именно мы помогаем людям. А вы
живёте в некой непонятной эгоистической отрешённости, не принося реальной
пользы миру.
- Что ж, прощай. Я не смогу далее
сотрудничать с тобою. Слишком разное у нас понимание искусства и блага. Может, когда-нибудь
ты поймёшь, что Прекрасное для своего утверждения не нуждается в атрибутах
условного человеческого успеха. Сила и непобедимость Красоты в чистоте её света.
Но мысль каждого трудящегося ради неё должна сама стать сначала чистой, затем глубокой
и утончённой…
Прошло время, у старшего
путника было всего несколько учеников, и он учил каждого из них, независимо от
способностей, в каждой творческой работе выразить хотя бы искру своих самых
возвышенных представлений, самой бескорыстной мечты. Иначе говоря, основное
требование состояло в том, чтобы творческий труд осуществлялся на самом высоком
уровне души. Для решения этой понятной всем задачи требовалось немало усилий каждого в направлении развития
наблюдательности, внимания внешнего и внутреннего, способности сосредоточения и
созерцания, исканий в области мышления, утончения многих аспектов восприятий и
согласования выразительных средств. Работы продвигались небыстро, но в
мастерской царила атмосфера того рода исканий, которые несут радость внутренних
открытий, которые, даже не будучи вполне реализованы в характере мастерства,
каждому дают уверенность в ценности труда и его незримых нахождений. Раздвигающиеся
горизонты восприятия рождали неудовлетворённость законченными работами. Но при
этом спокойная и возвышенная радость освещала творчество молодых и взрослых,
объединённых целью исканий. Вокруг бушевало море весёлых красок и ярких побед,
но иные цели и иная радость вели сотрудников творческой лаборатории.
Младший из недавних попутчиков
быстро достиг популярности, имел много учеников, которые отличались хорошей
техникой и умели побеждать на фестивалях живописи. Они чувствовали себя и
успешными, и прогрессивными, даже необычными, ведь у них было не только признание
среди горожан, но и владение частью чудесного вещества, хорошо спрятанного, что
давало ощущение причастности к жизненно важному и значительному. Вещество
лежало за иконой в мастерской, в его направлении иногда почтительно кланялись,
а некоторые из учеников даже приобщились к модным в том городе диспутам о путях
необычности в искусстве, делая доклады о будущем искусства, о красоте и о своих
нынешних успехах – путях к этому будущему, как они утверждали… На этих
выступлениях говорилось о том, что будущее, скорее всего, – за высшими, но пока недосягаемыми формами чувствований
искусства и самой жизни, о том, что в будущем отношение к искусству будет более
утончённым, чем сейчас, но сегодня следует
пользоваться сегодняшними возможностями, которые убедительны для
большинства людей и… уже испытаны на способности вести к успеху.
Через некоторое время старший и
двое из его учеников ушли из города, жизнь призвала их к новым задачам, для которых
потребовалось снова подниматься в горы, снова добывать вещество из источника. Но
теперь старший путник знал, что не следует уделять много времени и доверять ценностей
тем, кто ещё не знает, куда собирается идти. Трудно объяснить Красоту тому, кто
сам ещё не почувствовал её живое дыхание. Ещё труднее объяснить красоту
Незримости – подлинную жизнь человеческого духа, с её безграничными творческими
возможностями, с её прекрасными законами и ценностями, так отличающимися от
привычек сегодняшнего мира, даже в его лучших стремлениях. Оставшемуся в городе
товарищу бывшему сказал перед уходом: «Помни, жизнь – не фестиваль художников,
не поле для эффектных самовыявлений. Жизнь – глубокий океан, таящий сокровища и
ждущий искателей для этих сокровищ. Но те, к кому в руки сокровища попадают,
несут перед жизнью особую ответственность за их применение. Опасайся утвердиться
на пути, ведущему к предательству. Сокровища жизни требуют бережности и
целесообразности. Упаси себя и от кощунственного употребления высоких понятий в
контексте обыденности, и от самообольщения. Но главное – во всякой твоей
деятельности помни о следствиях твоего
выбора для тебя и многих, незримо связанных с тобой… Сейчас нам пора. Прощай,
приятель. До свиданья, город ярких впечатлений».
Январь
2012 г.
© М.В. Гореликова